Органный концерт «Танцы всерьез. Бах, Букстехуде, Пахельбель, Регер»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Танцы всерьез — возможно ли такое? Да, когда за органом не перестающая удивлять публику Елена Антипина. Вы сможете осознать картину мира и прикоснуться к безграничному космосу через призму гениальных интерпретаций танцевальных жанров композиторов барокко и одного из самых самобытных представителей неоклассики.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Пассакалия Букстехуде полна неразгаданных тайн и нерасшифрованных кодов: хорошо известно, что музыкант проявлял большой интерес к астрономическим процессам и находился, как и его современники, под влиянием эсхатологических настроений. Пассакалия Баха занимает прочное и почётное место в органном репертуаре. Ранний шедевр гения объединяет двадцать вариаций. Сочинение делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крёстный путь и вознесение Христа. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов своей эпохи. Пахельбель был популярен в свое время так, как рок-звезды конца ХХ века. Написанный к собственной свадьбе знаменитый ре мажорный Канон еще при жизни его создателя пользовался высочайшей популярностью, а в 1980 году после выхода фильма американского режиссёра «Обыкновенные люди», получившего 4 премии «Оскар» и 5 премий «Золотой глобус», популярность Канона, использованного в саундтреке, продолжает расти в геометрической прогрессии по сей день. Прозвучат также две чудесных чаконы мастера, которые станут предисловием к вершине этого жанра — знаменитой баховской Чаконе для скрипки соло. Бах создал эту недостижимую вершину скрипичного репертуара после смерти своей любимой жены Марии Барбары, соединив земную скорбь с величайшим катарсисом души, финал которого — победа духа над материей. Сложнейшее полифоническое сочинение ознаменовало новый этап скрипичных возможностей.

Макс Регер, поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом. Интродукция и пассакалья — одно из наиболее играемых в наши дни сочинений убежденного бахианца. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени.

Танцы всерьез — ключ к загадкам бытия.

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637-1707) Прелюдия с чаконой до мажор BuxWV 137
  • Иоганн Пахельбель (1653-1706) Чакона фа минор
  • Дитрих Букстехуде Пассакалия ре минор BuxWV 161
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582
  • Иоганн Пахельбель (1653-1706) Чакона ре мажор
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Чакона с вариациями из партиты №2 ре минор BWV 1004 из цикла «Сонаты и партиты для скрипки соло», транскрипция для органа
  • Иоганн Пахельбель (1653-1706) Канон для скрипок и бассо континуо ре мажор, версия для органа
  • Макс Регер (1873-1916) Интродукция и пассакалия ре минор

Исполнитель:

Елена Антипина, орган