Органный концерт «Триумфальный орган: музыка Германии и Франции»

Продолжительность: 1 час 30 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Триумфальный орган: музыка Германии и Франции – в концерте представлен широчайший спектр музыки двух великих органных держав. Барокко. Романтизм. Эра «симфонического» органа. Свелинк, Букстехуде и Бах, Вьерн и Меркель. Впечатляющая панорама органной Европы.

Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог, Ян Питерзсон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это амстердамским Орфеем, а слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно – в Германии. Среди его учеников – легендарные основатели северогерманской органной школы. Творчество Свелинка стало переходом от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Новые барочные тенденции явственно слышны в сочинениях, написанных им для органа и клавесина.

Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Хельмут Вальха, выдающийся органист, сказал: «Бах открывает двери в вечность. Слушая его, убеждаешься, что жизнь имеет смысл». Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства.

Густав Меркель – ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии – сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки.

Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.

Триумфальный орган – незабываемые музыкальные впечатления!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Magnificat primi toni BuxWV 203
  • Луи Вьерн (1870–1937) Вечерняя звезда, Вестминстерские колокола из цикла «24 Пьесы-фантазии»
  • Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Вариации More Palatino SwWV 318
  • Густав Адольф Меркель (1827–1885) Соната для органа No. 1 оp. 30
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 645
  • Луи Вьерн (1870-1937) Симфония для органа №1 ре минор op. 14: Прелюдия – Пастораль – Финал

Исполнители:

  • Елизавета Толмасова, орган
  • При участии Андрея Мартюшова, орган