В круге Баха — за органом Светлана Фурник.
Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха, пришедшего в мир в первый месяц весны. Прелюдия и фуга до минор относится к лейпцигскому периоду творчества Баха. В ней сконцентрированы основные черты стиля гения — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Во вселенной Баха были сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох, продолжающиеся по сей день.
Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Соната № 5 приближается к классической сонатной форме.
«Бахианец» Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Мост между эпохами, поздний романтик и неоклассик в одном лице, он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Еще один «бахианец» — Сезар Франк. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд и глава французской романтической школы писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Сюрприз вечера — два фрагмента из «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера в органной версии. Тристан и Изольда — величайшая сага о любви. История создания оперы Рихарда Вагнера тоже связана со… страстью. В процессе написания «Тристана и Изольды», Вагнер жил в доме богатого цюрихского торговца шелком Отто Везендонка, в молодую жену которого — Матильду — был безудержно влюблен.
В круге Баха — встречаем первый день весны в компании гениев!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №5 ре мажор ор. 65/5
- Рихард Вагнер (1813–1883) Увертюра и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
- Сезар Франк (1822–1890) Хорал ля минор FWV 40
- Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Светлана Фурник, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.