В сиянии барокко – фантастический концерт Натальи Михайловой, погружающий в неиссякаемую стихию одного из самых ярких стилей стран Европы. Блистательная эпоха услад для тела и души: красочные фейерверки, роскошные туалеты, гастрономические изыски и неподражаемая музыка!
В программе концерта представлены не только оригинальные сочинения для Короля инструментов, но и уникальные органные транскрипции вокальных и инструментальных шедевров. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов удивительной эпохи породили Италия, отечество барокко, и Германия. Властелин итальянского барокко – Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор.
Бах и Вивальди – два гения, Богом обрученные с музыкой. Две ярчайшие звезды на небосводе Германии и Италии, взошедшие в блистательную эпоху барокко. Бах вернулся к нам в XIX столетии благодаря Мендельсону, а Вивальди лишь в XX… Кстати, многие сочинения рыжего аббата стали хорошо известны по гениальным транскрипциям Баха! Ни разу не встретившись на сравнительно небольшом пространстве Европы, они были связаны незримой нитью: Бах искренне восхищался творчеством своего итальянского современника, создавая чреду удивительных органных транскрипций его инструментальных концертов просто ради удовольствия. Еще одна яркая баховская транскрипция – всем известное адажио из гобойного концерта Алессандро Марчелло.
Бах и Гендель родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом – Аллилуйя, оркестровые, камерные и клавирные сочинения – все это создал Георг Фридрих Гендель, которого по сей день не могут поделить между собой Германия и Англия.
Интересный момент в драматургии концерта – Вариации норвежского композитора XIX столетия Юста Риддерволда-Линдемана на тему Lascia ch`io pianga, знаменитой арии Альмирены из оперы «Ринальдо» Генделя. Музыкальное искусство Британии развивалось по собственному сценарию, а русской публике оно знакомо гораздо меньше, чем музыкальная история Франции, Италии или Германии. Прозвучат органные транскрипции божественных арий «британского Орфея» Генри Пёрселла. Самобытный талант композитора наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам, которых было в его творчестве более 50! Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра. Песни, хоры в народном стиле, антемы (английские духовные песнопения на библейские тексты), великое множество сочинений для различных инструментальных составов и клавира.Творчество гения было возрождено после двухвекового забвения усилиями общества Перселла, созданного в 1876. Выдающийся британский композитор Бенджамин Бриттен сделал обработки песен своего великого соотечественника, новую редакцию «Дидоны», а также создал Вариации и фугу на тему Перселла – потрясающее оркестровое сочинение, ставшее своеобразным путеводителем по симфоническому оркестру.
В сиянии барокко – россыпи ярчайшего музыкального фейерверка.
Программа:
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Увертюра к оратории «Самсон» HWV 57
- Чарльз Джон Стэнли (1712–1786) Волюнтари ре минор, ор. 5, № 8
- Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799, BWV 974/2
- Юст Риддерволд-Линдеман (1822–1894) Вариации на тему Генделя Lascia ch`io pianga (Дай мне слезами выплакать горе)
- Генри Пёрселл (1659–1695) Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» (переложение для органа Бенджамина Ригетти)
- Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио ( приписывалось Томазо Альбинони)
- Генри Пёрселл Рондо из Музыки к драме «Абделазар, или месть мавра»
- ZT 684 (переложение для органа Эммануэля Леграна)
- Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593:
- Tempo giusto – Adagio – Allegro
Исполнитель:
Наталья Михайлова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.