Органный концерт «Вечерняя песнь и хоральные вариации»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Вечерняя песнь и хоральные вариации — изысканная программа московской гостьи органных вечеров на Ковенском Натальи Ужви. Космос Баха и стихия немецкого романтизма в опусах Мендельсона, Риттера и Регера. Неповторимый стиль Энрико Босси и органный Танеев. Связь времен и мосты между эпохами.

Величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении — лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба. Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот сочинений для Короля инструментов. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Немецкий автор Хуго Дистлер, практически неизвестный в России, прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, умерев на пике своего взлета. Самобытная фигура музыкальной культуры XX века, он был самым значимым композитором в области Евангелической церковной музыки своего времени. В его богатом творческом наследии — многочисленные духовные и светские хоровые опусы, сочинения для солирующих инструментов с оркестром, камерная инструментальная, органная и фортепианная музыка.

Композитор, органист и пианист Марко Энрико Босси был одним из модернизаторов итальянской инструментальной музыки. Путь итальянцев от оперы к подлинно инструментальной («абсолютной») музыке совершался под воздействием немецкой традиции. В сочинениях Босси слышны отголоски творчества Мендельсона, Шумана, Листа. Брамса. Сергей Танеев продолжил баховские традиции в русской музыкальной культуре, а его интерес к творчеству старых мастеров вызывал у коллег устойчивое недоумение. Лишь со временем пришло принятие исторической правоты композитора, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии и универсальности. Хоральные вариации для органа созданы в традициях хоральных обработок эпохи барокко. Еще один русский концерт акцента — обращение к творчеству органиста и композитора Федора Строганова.

Вечерняя песнь и хоральные вариации — незабываемые музыкальные впечатления в начале весны.

Программа:

  • Хуго Дистлер (1908–1942) 8 пьес из цикла «30 пьес для небольшого органа» op. 18
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральные прелюдии:
  • Erbarm dich mein, o Herre Gott BWV 721
  • Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731
  • Макс Регер (1873–1916) Из Шести трио для органа ор. 47:
  • № 1 Canon
  • № 2 Gigue
  • № 3 Canzonetta
  • Сергей Танеев (1856–1915) Хоральные вариации
  • Марко Энрико Босси (1861–1925) Chant du soir (Вечерняя песнь) оp. 92 № 1
  • Скерцо соль минор оp. 49
  • Ave Maria оp. 104 № 2
  • Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) Andante ре мажор (Тема с вариациями) MWV W32
  • Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната для органа № 2 ми минор op. 19

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви, орган

Москва