Органный концерт «Великие романтики Германии: Брамс-Шуман-Вагнер»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Великие романтики Германии: Брамс-Шуман-Вагнер-Ройбке — потрясающее путешествие в эпоху романтизма в сопровождении самых ярких его представителей. Иоганнес Брамс известен широкому кругу публики не как композитор, пишущий для органа, а прежде всего как автор легендарных Венгерских танцев, 4 грандиозных симфоний, многочисленных фортепианных, камерных инструментальных и вокальных сочинений. Тем не менее, им созданы циклы из прелюдий и фуг и возрожден жанр хоральной обработки. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка композитора.

«Зигфрид-идиллия» Рихарда Вагнера, представленная в органной версии, создавалась в самый счастливый период его жизни. Она посвящена любимой жене Козиме и связана с рождением долгожданного сына, которого композитор назвал в честь своего любимого героя. Творчество великого романтика Роберта Шумана, обновившего музыкальный язык, представлено этюдами в форме канона для педального фортепиано, гибрида рояля и органа, снабженного ножной клавиатурой по аналогии с органом. В музыке Шумана запечатлены самые разнообразные и изменчивые состояния внутренней жизни человека. Финал концерта — опус Юлиуса Ройбке, талантливейшего немецкого композитора-романтика, покинувшего этот мир в 24 года. Сын органиста и ученик Листа, безмерно одаренный музыкант успел оставить лишь одно сочинение, прочно вошедшее в репертуар концертирующих органистов, — Сонату на 94 псалом до минор. Одночастное сочинение в стиле симфонической поэмы имеет несколько разнохарактерных разделов, каждому из которых соответствуют определённые строки псалма. Соната располагает к философскому размышлению и трогает душу своей глубиной и искренностью. Сочинение демонстрирует безграничные возможности органа и требует от исполнителя виртуозной педальной техники.

Великие романтики Германии — чудесный весенний вечер с Шуманом, Брамсом и Вагнером.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга соль минор WoO 10
  • Роберт Шуман (1810–1856) Три этюда в форме канона ор.56
  • Рихард Вагнер (1813–1883) Зигфрид-идиллия WWV 103 (переложение для органа Э. Лемейра)
  • Юлиус Ройбке (1834–1858) Соната на 94 псалом: Grave, Larghetto – Allegro con fuoco – Adagio – Allegro

Исполнитель:

  • Лилия Кузнецова