Органный концерт «Великий Могол и Готическая сюита»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Великий Могол и Готическая сюита – сияние барокко, звуковой океан симфонического органа и музыкальные эксперименты наших дней.

Вечер откроется струнным концертом Антонио Вивальди «Великий Могол», – одним их самых известных переложений многочисленных опусов «неистового аббата» для органа, мастерски осуществленных Бахом. В 2010 году в Национальном архиве Шотландии была найдена партитура пропавшего концерта Вивальди для флейты, альта, двух скрипок и контрабаса. Копию, около 300 лет назад сделанную неизвестным переписчиком с концерта «Великий Могол», атрибутировал сотрудник Саутгемптонского университета Эндрю Вулли.

В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор – самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи – неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново. Благодаря своей популярности, пьеса звучит в самых неожиданных инструментальных версиях. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это та самая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.

Бах и Пьяццолла. Этих двух композиторов разделяют века, но объединяет нечто большее – величайший гуманизм и универсальность их творчества. Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Удивительный синтез итальянской, испанской, немецкой культур. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Луи Вьерн, блестящий ученик Франка и Видора, занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет!Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Музыкант умер 2 июня 1937 года от сердечного приступа в Соборе Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта. Яркий финал концерта — Рондо в стиле latina Ханса Андре Штамма, одного из самых ярких органистов и композиторов нашего времени.

Великий Могол и Готическая сюита – за органом одна из лучших исполнительниц нашего времени Екатерина Маришкина.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)Концерт для органа до мажор «Великий Могол»
  • Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Леон Боэльман(1862–1897) Молитва и Токката из Готической сюиты
  • Алексей Шмитов (1957*)Ноктюрн
  • Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Libertango
  • Ханс-Андре Штамм ( 1958*) Rondo Alla latina
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор

Исполнитель:

Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет