Во вселенных с Баха – концерт Юлии Глазковой, который охватывает широчайший спектр органной музыки великого уроженца Германии.
Бах – планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран в разные эпохи неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. На протяжении всей жизни Бах сохранил непроходящую любовь к органу, написав для него множество шедевров – от миниатюрных хоральных прелюдий до развернутых масштабных звуковых фресок. В репертуаре каждого органиста присутствие Баха непременно и обязательно. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре и названная Великой, поражает грандиозностью воплощения. Прелюдия и фуга ми минор написана Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736, во время его пребывания в Лейпциге. Сочинение часто называют «симфонией из двух частей для органа» в силу его масштабов.
В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. Органные обработки хоралов в эпоху барокко были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Четырехчастная Пастораль, созданная в веймарский период, написана в форме своеобразной сюиты, а ее медленная часть Ария столь совершенна, что часто исполняется как отдельный номер.
Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди – титаны, надолго забытые после окончания своего земного пути, две вершины удивительной эпохи барокко. В их творчестве своего апогея достигли достижения немецкой и итальянской музыки, накопленные предшественниками. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неистового аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Одну из таких транскрипций вы услышите в программе концерта.
Во вселенных Баха – лучшие сочинения мастера за один вечер!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Две Хоральные прелюдии из цикла «Шюблеровские хоралы»:
Wo soll ich fliehen hin BWV 646 (Куда мне убежать от тяготеющих над мной великих и бесчисленных грехов?)
Meine Seele erhebt den Herren BWV 648 (Моя душа взывает ко Господу)
Пастораль BWV 580
Прелюдия и фуга ми минор BWV 548
- Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596 в трех частях: Allegro. Fuge – Grave e spiccato – Allegro
Исполнитель:
Юлия Глазкова, орган