Органный концерт «Вокруг Баха»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Вокруг Баха – интереснейшая программа Ричардаса Пинтвериса, раскрывающая влияние великого мастера на развитие мировой органной культуры.

Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Иоганна Себастьяна входят в золотой фонд любого концертирующего органиста, и это неудивительно: в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом. Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Интересная история связана с созданием цикла Фантазия и фуга соль минор. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.

Убежденный «бахианец» Сезар Франк создал знаменитый цикл Прелюдия, фуга и вариация в форме барочного триптиха, отчасти навеянный сочинениями Баха. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа.

Вокруг Баха – откройте для себя необъятный звуковой мир!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Хоральная прелюдия Wer nur den lieben Gott lässt walten BWV 642
  • Сезар Франк (1822-1890). Хорал №3 ля минор FWV-40
  • Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir BWV 639
  • Иоганнес Брамс (1833-1897). Хоральная прелюдия Schmücke dich, o liebe Seele оp. 122 No.5
  • Иоганн Себастьян Бах. Фантазия и фуга соль минор BWV 542
  • Сезар Франк (1822-1890). Прелюдия, фуга и вариация оp. 18
  • Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565
  • Иоганнес Брамс. Хоральная прелюдия Herzlich tut mich verlangen оp. 122, No. 10
  • Жюль Гризон (1842-1896). Токката фа мажор

Исполнитель:

Ричардас Пинтверис, орган