Органный концерт «Времена года и музыкальные мистификации»

23.12
19:30
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм. В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику. Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальная атмосфера каждого храма в сердце северной столицы и четыре самобытных органа – более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Времена года и музыкальные мистификации – подарите себе удивительное предпраздничное настроение в чудесной компании скрипки, виолончели и органа. Времена года Пьяццоллы – это четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, намекая словом «рorteno» на тех, кто родился и обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там, где родилось аргентинское танго. Когда на европейском календаре зима, в Аргентину приходит жаркое лето. Правда, не на три, а почти на пять месяцев. Именно поэтому участники концерта остановили свой выбор на Весне и Лете – пусть будет немного новогодней непредсказуемости и рождественского волшебства!

Одна из самых нашумевших музыкальных «обманок» – культовое Адажио Альбинони, на самом деле принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. По его словам, эта пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио – одно из самых исполняемых музыкальных сочинений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино.

Очень часто, музыка, созданная несколько веков назад, становится настолько популярной, что мы не задумываемся о её авторе. Например, бессмертный Канон ре мажор Иоганна Пахельбеля, самого известного и талантливого композитора южнонемецкой школы эпохи барокко. Написанный к собственной свадьбе, Канон ещё при жизни его создателя пользовался большой популярностью, но, как это бывает, со временем композитора забыли и открыли заново лишь в двадцатом веке. Партитура была напечатана в 1919 году, а в 1929 – сделана аранжировка. В 1940 Артур Фидлер – дирижёр легендарного Бостонского симфонического оркестра популярной музыки, сделал первую запись возрождённого шедевра. Пик популярности Канона наступил в 1968, благодаря оркестровой записи под управлением французского дирижёра Жан-Франсуа Пайяра. И, наконец, в 1980 году, после использования Канона в саундтреке к культовому фильму американского режиссёра Роберта Редфорда «Обыкновенные люди», слава достигла воистину немыслимых масштабов, а знакомую и любимую музыку мы по сей день слышим в многочисленных песнях, фильмах и рекламных роликах.

Ожидание Рождества просто невозможно без звучания Ave Maria – самой искренней и великой молитвы, обращённой к Пречистой Деве. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» эту молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Самая известная Ave Maria Франца Шуберта написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Рождественского настроения добавит и Пастораль Йозефа Габриэля Райнбергера – мастера контрапункта и композиции, создателя чудесных по своей мелодичности шедевров. «Музыка – выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», – сказал как-то композитор. Яркие акценты вечера – мировые рождественские хиты.

Времена года и музыкальные мистификации – праздник для вас!

Программа:

  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Времена года в Буэнос-Айресе: Весна – Лето
  • Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Пастораль из цикла «6 пьес для скрипки и органа op.150»
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Кантабиле из оперы «Самсон и Далила»
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Либертанго
  • Томазо Джованни (1910–1998) Адажио (приписывалось Томазо Альбинони)
  • Джон Уильямс (1932) Саундтрек к кинофильму «Список Шиндлера»
  • Frank Sinatra Let It Snow!
  • We Wish You a Merry Christmas

Исполнители:

  • Евгения Шереметьева, скрипка
  • Галина Чмерина, виолончель
  • Екатерина Александрова, орган