Органный концерт «Времена года и приключения Щелкунчика!»

Продолжительность: 1 час 10 минут

VI органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»

С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, — все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.

Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.

В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.

В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом — атмосферный фестиваль open air.

Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Времена года и приключения Щелкунчика — погружение в волшебный мир рождественских и новогодних праздников. Время походов в церковь и задушевных бесед, семейных застолий, и, конечно, — множества чудес на фоне необыкновенной музыки. Бах и Вивальди, Пьяццолла и Чайковский — захватывающее плавание в безбрежном звуковом океане под скрипку и орган.

Концерт отроется знаменитой Арией из ре мажорной оркестровой сюиты Баха, продолжится его же развернутым органным диптихом и транскрипцией хорала одной из самых известных баховских кантат, созданной Морисом Дюрюфле, самобытным композитором и виртуозным органистом, по праву снискавшим славу последнего французского романтика.

За один вечер вы заглянете в итальянскую и русскую зиму.

Времена года Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Праздничные фанфары марша и головокружительный вихрь Вальса цветов увлекут вас в волшебный мир Щелкунчика, сотворенный Гофманом и Чайковским. На праздничный огонек зайдет и Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открывший для современников наследие Баха и возродивший своим творчеством интерес к непревзойденным возможностям органа. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Ave Maria, искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран, прозвучит в версии Астора Пьяццоллы, став логическим завершением вечера.

Времена года и приключения Щелкунчика — время чудес продолжается!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из Оркестровой сюиты №3 ре мажор BWV 1068
  • Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 4 фа минор «Зима» из цикла «Времена года» RV 297 в 3-х частях (переложение для скрипки и органа): Allegro non molto – Largo – Allegro
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Jesus bleibet meine Freude (транскрипция для органа Мориса Дюрюфле)
  • Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Декабрь (Святки) из цикла «Времена года» (12 характеристических картин ор. 37 bis из цикла «Времена года» (переложение для скрипки и органа)
  • Сюита из балета Щелкунчик»: Марш и Вальс цветов (переложение для скрипки и органа)
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Анданте с вариациями ре мажор
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave, Maria (переложение для скрипки и органа)

Исполнители:

  • Вера Демченко, скрипка
  • Алла Морозова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.