Органный концерт «Времена года и шедевры лейпцигского кантора»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Времена года и шедевры лейпцигского кантора — в концерте встретятся два гения европейского барокко, шедевры которых прозвучат в потрясающем ансамбле скрипки и органа.

«Времена года» харизматичного венецианца Антонио Вивальди — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии. Сегодня для нас Вивальди – золотая классика, а для современников он был неутомимым новатором и экспериментатором. Кто так мастерски, как Вивальди, изображал птичье пение, летнюю грозу или залихватские пляски итальянских крестьян, при этом оставаясь философом, заключившим в 40-минутный цикл объемную картину жизни нашего мира и человека? В цикле из четырёх скрипичных концертов заключено множество смыслов: четыре времени года – четыре возраста жизни человека — четыре стороны света — четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» — это путь Человека от юности, радости весеннего света к последним радостям зимы.

Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Именно необозримое органное творчество великого лейпцигского кантора сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Цикл «Дорийская» Токката и фуга написан во время пребывания Баха в Веймаре, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. Цикл получил такое название за необычное написание без знаков при ключе, создав в данной тональности аутентичный дорийский лад. В этом сочинении явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций солнечного венецианца. Бонус концерта — легендарный Мотет Ave verum, созданный Моцартом в последний год жизни, в органной версии Ференца Листа.

Времена года и шедевры лейпцигского кантора — музыка для всех!

Программа:

  • Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт «Осень» из цикла «Времена года» фа мажор op.8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro II. Adagio molto III. Allegro
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор «Дорийская» BWV 538/I
  • Антонио Вивальди Концерт «Зима» из цикла «Времена года» фа минор ор. 8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro non molto II. Largo III. Allegro
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Мотет Ave verum corpus (транскрипция для органа соло Ференца Листа)
  • Антонио Вивальди Концерт «Весна» из цикла «Времена года» ми мажор ор.8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro II. Largo III. Allegro
  • Иоганн Себастьян Бах Прелюдия ре мажор BWV 532/I
  • Антонио Вивальди Концерт «Лето» из цикла «Времена года» соль минор ор.8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro non molto II. Adagio III. Presto

Исполнители:

Вера Демченко, скрипка

Алла Морозова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.