Органный концерт «Встреча гениев: Бах-Вивальди-Франк»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Встреча гениев: Бах-Вивальди-Франк – концерт выдающегося петербургского органиста и педагога Юрия Семенова.

Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Прелюдия и фуга до минор относится к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность.

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Бах и Вивальди никогда не виделись, зато в наши дни постоянно встречаются на афишах. Лейпцигский кантор высоко ценил и тщательно изучал творчество гениального рыжего аббата, создав целый ряд уникальных органных транскрипций его инструментальных концертов. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Концерт ре минор, представленный в баховской транскрипции, – занимает топовое место в органном репертуаре.

Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Встреча гениев – присоединяйтесь!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544

Две хоральные прелюдии:

Nun komm der Heiden Heiland BWV 659

Von Gott will ich nicht lassen BWV 658

Прелюдия и фуга до минор BWV 546

Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт для органа ре минор BWV 596: – Allegro – Grave – Fuga – Largo e spiccato – (без названия)

Сезар Франк (1822–1890) Хорал №2 си минор

Хорал №1 ми мажор

Исполнитель:

Юрий Семенов, орган