Органный концерт «Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта – незабываемое органное путешествие по странам и эпохам, в котором отразятся Германия и Франция. Роскошь барокко и стихия романтизма, уникальность музыкального письма Арво Пярта – изысканная, переливающаяся самыми разнообразными спектрами настроений и звуковых колеров программа петербургского органиста Александра Грудинкина.

Бах – непререкаемый идеал музыкантов всех последующих поколений, остается таковым и в наши дни. Великий новатор своего времени, он, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в гениальных хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорала. Наряду с хоральной обработкой самого Иоганна Себастьяна будут представлены и версии его славных предшественников – Бема и Брунса. И, конечно, прозвучит самый органный в мире хит – баховская Токката и фуга ре минор.
Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор, один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил утраченный в эпоху романтизма жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Знаковое сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Связь с Бахом безошибочно прослеживается и музыке Сезара Франка – великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с лейпцигским кантором. Цикл из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу.

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа.

Арво Пярт, гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Пьеса «Зеркало в зеркале» была написана в 1978 для органа, но практически сразу появились ее авторские версии для различных составов, например, для виолончели или скрипки с фортепиано.

Программа:

  • Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия ми минор (большая)
  • Георг Бём (1661–1733) Хоральная прелюдия Vater unser in Himmelreich
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
  • Йоганнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия Herzlich tut mich verlangen op.122
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната №2 до минор op.65/2 ( I часть: Grave.Adagio)
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал №3 ля минор
  • Арво Пярт (1935*) Spiegel im Spiegel (Зеркало в зеркале, 1978)
  • Леон Боэльман (1862–1897) Молитва и Токката из Готической сюиты op.25

Исполнитель:

Александр Грудинкин, орган