Органный концерт «Жемчужины барокко и легенды романтизма»

28.07
16:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Жемчужины барокко и легенды романтизма — роскошная программа московских гостей органных вечеров на Ковенском. Голос и орган. Концерт-фейерверк, погружающий в атмосферу блистательной эпохи барокко, совершенства венской классики и безудержную стихию романтизма.

Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы.

Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель, прославившийся еще при жизни, обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

«Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочиняет за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создает многочисленные оркестровые концерты, клавесинные сочинения. Особенно известны его сочинения для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом «Аллилуйя».

В династии итальянских композиторов Скарлатти наиболее известны Доменико Скарлатти, родившийся в один год с Бахом, и его отец Алессандро Скарлатти, родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы.

Стиль Моцарта воплощают абсолютное совершенство в музыке. Австрийский гений «слышал» свои опусы сразу целиком и просто записывал их по памяти! Кстати, бытует версия, что, открыв для себя музыку Иоганна Себастьяна в достаточно зрелом возрасте, Вольфганг Амадей под ее влиянием претерпел значительную эволюцию стиля. Биография Моцарта и обстоятельства его ранней смерти дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов, неоспоримо лишь то, что Моцарт был гением!

Романтическая линия вечера представлена сочинениями Грига и Вьерна. Эдвард Григ является первым композитором Норвегии, творчество которого стало достоянием европейской культуры. В многочисленных сочинениях органично соединились классические приемы и элементы норвежского фольклора.

Блестящий органист и композитор Луи Вьерн в своем творчестве прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази-джазовые созвучия. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери

до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.

Знаменитое «Адажио Альбинони» было опубликовано в 1958 известным композитором и музыкальным критиком Ремо Джадзотто. Авторитет уважаемого автора биографий многочисленных знаменитых итальянских композиторов был столь высок, что авторство Адажио не вызывало ни малейших сомнений. Зато сейчас практически уже никто

не сомневается, что автором популярнейшего опуса является сам Ремо Джадзотто.

Жемчужины барокко и легенды романтизма — июльский вечер в компании гениев.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 545
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Альмирены Lascia ch’io pianga» из оперы «Ринальдо»
  • Ария How beautiful из оратории «Мессия»
  • Алессандро Скарлатти (1659–1725) Ария «Фиалки» из оперы-пастиччо «Причуды любви или Розаура»
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
  • Иоганн Себастьян Бах Ария Quia respexit из «Магнификат»
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ария «Laudate Dominum» из Торжественной вечерни KV 339
  • Alleluja из мотета Exsultate, jubilate
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Органная соната №3 op. 65 в двух частях: Con moto maestoso – Andante tranquillo
  • Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола»
  • Эдвард Григ (1843–1907) Песня Сольвейг из Сюиты «Пер Гюнт» op.52 №4
  • Ремо Джадзотто (1910–1988) Адажио (приписывалось Томазо Альбинони)

Исполнитель:

Лауреаты международных конкурсов

  • Анастасия Мулыгина-Быкова, сопрано
  • Светлана Белякова, орган

Москва