Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Золотой век барокко. Голос и орган. Чудесный дуэт Анны Кодинец и Светланы Фурник. Погрузитесь в одну из самых блистательных и загадочных эпох, славящуюся причудливым музыкальным и архитектурным стилями, пышными балами, неподражаемыми нарядами и оглушительными фейерверками. В каждой стране этот удивительный стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Италия, родина барокко, и Германия.
В концерте прозвучит ария из оперы «Баязет» короля стиля, Антонио Вивальди – харизматичного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой. Stabat mater – cамое известное сочинение гениального итальянца Перголези, прожившего всего 25 лет, чуть менее 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Ave Maria, «барочный» шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия.
Сольный орган представлен творчеством Баха и его великого предшественника Букстехуде – крупнейшего композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы, величайшего авторитета своего времени, в течение 30 лет служившего органистом в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. Вдохновение, мощь, воистину космическую полифонию, запредельную виртуозность и, в то же время, поразительную философскую лирику – все это Иоганн Себастьян доверил своему верному другу и спутнику, обращаясь к органу во всем великолепии своего вселенского мышления. Органные транскрипции Иоганн Себастьян делал абсолютно гениально и с великим удовольствием. Так, обработка скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, – прекрасный пример сочинительства этим правителем талантливейшей музыки. Фантазия и фуга до минор написана Бахом в Веймарский период.
Французский гость концерта Луи Маршан служил органистом соборов в разных городах Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля и был известен как как клавесинист-виртуоз и музыкальный педагог. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом. Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своем цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом.
Впечатляющая музыкальная панорама Золотого века барокко ждет вас!
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
- Антонио Вивальди (1678–1741) Ария Ирен Sposa son disprezzata из оперы «Баязет»
- Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) Ария Cujus animam gementem из Stabat Mater
- Ария Vidit suum dulcem natum из Stabat Mater
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга до минор BWV 537
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Клеопатры Piangerò la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
- Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
- Луи Маршан (1669–1732) Речитатив
- Гюстав Шарпантье (1860–1956) Ария Луизы Depuis le jour из оперы Луиза
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Tempo giusto – Grave – Presto
- Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Бразильская бахиана № 5: Ария
Исполнитель:
- Анна Кодинец, сопрано
- Светлана Фурник, орган