Органный концерт «Звезды барокко»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Звезды барокко — роскошная программа очаровательной Натальи Михайловой, объединившая лучших композиторов этого удивительного времени. Блистательная эпоха услад для тела и души: красочные фейерверки, роскошные туалеты, гастрономические изыски и неподражаемая МУЗЫКА! Впечатляющая музыкальная панорама одной из самых изысканных, загадочных и противоречивых эпох. Германия — Бах и его выдающиеся предшественники, а также Марчелло, представляющий родину барокко — Италию.

Предки Георга Муффата по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты — сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.

Сам Иоганн Себастьян представлен двумя топовыми опусами. Написанные в тональности ре минор два грандиозных цикла известны самому широкому кругу публики. Токката и фуга ре минор, получившая название «Дорийская» за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад. А вот авторство самого популярного органного сочинения до сих пор оспаривается. Да, это именно культовая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников. Алессандро Марчелло, чье знаменитое Адажио на слуху у всех, — математик, философ и поэт, сочинявший музыку исключительно ради удовольствия, как и его старший брат Бенедетто. Свои сочинения он публиковал под псевдонимом Eterio Stinfalico. Среди его многочисленных инструментальных опусов наиболее известен Концерт для гобоя и струнных ре минор, чье переложение для клавира выполнил Бах.

Звезды барокко зажигаются, не пропустите их дивного сияния!

Программа:

  • Георг Муффат (1653–1704) Toккaтa № 12 си-бемоль мажор из сборника Apparatus Musico-Organisticus
  • Пассакалия из сборника Apparatus Musico-Organisticus
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре минор
  • Георг Бём (1661–1733) Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich (Отче наш)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор (Дорийская) BWV 538/1
  • Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799 BWV 974/2
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Наталья Михайлова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.