От Баха до Таривердиева — в программе лучшие органные сочинения композиторов Германии, Франции и России в исполнении молодой харизматичной органистки Виталии Котовой.
Вечер откроется масштабным двухчастным циклом великого предшественника Баха Дитриха Букстехуде. Композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени в течение 30 лет занимал место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.
Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный Иоганном Себастьяном Бахом для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.
В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох — барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее.
Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному мышлению Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.
Французская линия вечера представлена сочинениями Франка и Вьерна. Сезар Франк, великий романтик, в творчестве которого удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Луи Вьерн, представленный одной из частей органной симфонии, — блистательный ученик Франка, занимавший пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар короля инструментов.
Известно ли вам, что композитором киномузыки Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Премьера Первого концерта для органа «Кассандра» состоялась в 1985 в Западном Берлине. Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.
От Баха до Таривердиева — органный диалог эпох при свечах.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Дитрих Букстехуде (1673–1707) Прелюдия и фуга ми минор BuxWV 142
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио соната № 5 до мажор BWV 529 Allegro — Largo — Allegro
Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга соль минор WoO 10
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам»: № 2 до минор, № 10 до мажор
Концерт для органа № 1 ор. 91 «Кассандра» I. Intrada — II. Aria
Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа № 3 ля минор FWV 40
Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа № 3 фа-диез минор: II Cantile – V. Final
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Виталия Котова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.