Песни русалок и жаворонков: музыка Италии XIV века в Невской ротонде

03.03
19:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

В середине XIV века в Италии происходит любопытная культурно-историческая перемена: из-за престижа новой литературной традиции тосканское наречие (то, что мы опознаем как современный итальянский) выходит на первый план как главный язык культурного сословия и модный язык среди писателей и композиторов, постепенно вытесняя другие варианты языка, которые были в ходу как менее «высокие». Параллельно стали появляться и новые модные композиторы, вроде Франческо Ландини, которые писали слегка подфранцуженную музыку.

Тут-то при одном дворе (скорее всего, это была Верона) и испугались, что их старый добрый рок-н-ролл сейчас перестанут петь, забудут, и он пропадёт, будто и не существовал вовсе. Так появился кодекс Росси, самый ранний дошедший до нас сборник светской музыки на одном из итальянских наречий — volgare veneto.

Ансамбль The Readers исследует этот источник не просто ради реконструкции, а ради новых идей, которые может принести хорошо забытое старое. Для этого они по-настоящему погружаются в тонкости музыки и языка, используя в работе только первоисточники, чтобы по их деталям понять, что люди прошлого могут сказать нам, живущим в XXI веке.

В этой программе вы услышите самые первые итальянские мадригалы и некоторые другие жанры вроде баллаты и каччи, которые позднее вышли из употребления. В темах песен и вечная любовная лирика, и разнообразные ситуации из жизни и жанровые сцены, вплоть до музыкального изображения охоты.

Исполнители:

Ансамбль «The Readers»:

  • Ирина Дуброва, вокал
  • Дарья Маглёваная, виела
  • Константин Щеников-Архаров, плекторная лютня, орган
  • Алина Звонарева, лингвистический консультант

Молодой ансамбль The Readers уже зарекомендовал себя на сценах Санкт-Петербурга и Москвы. В ансамбле собрались опытные и востребованные музыканты, которые совместно выводят исполнение средневековой музыки на новый уровень. Погружаясь всесторонне в реальность древних манускриптов, они погружают в них и слушателей, которые после концертов регулярно говорят об ощущении не просто встречи с экзотикой, но близкого прикосновения к чему-то знакомому.

Специализируясь на довольно раннем репертуаре — XIV-XV века — ансамбль подходит к нему особым образом. Кроме инструментов и пифагорейского строя, ансамбль пытается проникнуть в суть этой музыки и не исполнять её, а говорить ей.

Перенимая опыт передовых мировых исполнителей-медиевистов, ансамбль не использует в своей работе транскрипций и расшифровок, исполняя музыку исключительно по манускриптам: это позволяет приблизиться в ощущении и звучании к той линеарности и независимости голосов друг от друга, которых требует эта музыка и которые описаны в источниках того времени.

Отдельное внимание уделяется поэтическим текстам и всем их деталям, поскольку именно текст был центром вселенной, а музыка — лишь украшением, которое однако добавляло новые грани смысла. Все тексты сначала прорабатываются и вчитываются без музыки, чтобы все детали смысла и поэтической метрики стали своего рода родным языком и потом все детали соединяются вместе.

Вопреки мифам о темном и дремучем Средневековье, музыка из дошедших до нас манускриптов рисует совсем другой мир и людей, похожих на нас: они проживают жизнь во всем ее многообразии, умеют радоваться и благодарить, даже в простой повседневности или развлечениях видят руку Создателя и ведут с ним постоянный диалог.

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.