Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Предчувствие Рождества — буквально за несколько дней до светлого праздника, под сводами уютнейшей церкви раздадутся созвучные радостному ожиданию сочинения Баха и Дакена, Вивальди и Моцарта, Шуберта и Грубера. Чудесные арии и органные соло создадут неповторимую предпраздничную атмосферу. Адвент — удивительное время ожидания Чуда, подготовка к светлому празднику Рождества в западной христианской традиции.
Представленный одним из ноэлей Луи Клод Дакен — французский композитор, клавесинист и органист, блестящий импровизатор и виртуоз эпохи рококо. Ноэль — изложение евангельских сюжетов, связанных с Рождеством, чаще всего — о поклонении Младенцу пастухов и волхвов. Жанр пережил расцвет в XVI веке, когда Европа испытала первый серьезный всплеск нотопечатания. Наряду с одноголосными создавались и многоголосные ноэли, рождаясь из григорианских хоралов, секвенций, гимнов. Они были переложены для различных музыкальных инструментов.
В органном творчестве Баха хоральные обработки занимают особое место. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, в том числе и к Адвенту. В творчестве Баха этот жанр достиг совершенства, проявившись в развернутой полифонической фактуре и тембровом богатстве органа. В последнее десятилетие своей жизни Бах завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов».
Особая нота концерта — Ave Maria Шуберта, искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Проникнутая великой радостью Gloria из одноименной кантаты солнечного венецианца Антонио Вивальди сменится знаменитой Аллилуйей Вольфганга Амадея Моцарта.
Концерт завершится одним из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Оно принадлежит перу немецкого органиста и композитора Франца Грубера и написано на текст священника Йозефа Мора. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум.
Предчувствие Рождества — самые чудесные эмоции накануне светлого праздника.
Программа
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката фа мажор BWV 540/1
- Ария Schafe können sicher weiden («Овцы могут спать спокойно») из «Охотничьей кантаты» BWV 208
- Ария Mein gläubiges Herze («О сердце верующее моё») из кантаты «Ибо так возлюбил Бог мир» BWV 68
- Лейпцигские хоралы: Schmücke dich, o liebe Seele («Укрась себя, душа моя») BWV 654
- Nun danket alle Gott («Возблагодарите Господа») BWV 657
- Александр Варламов (1801–1848) Романс «Ангел»
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Луи Клод Дакен (1694–1772) Ноэль № 10 для органа
- Антонио Вивальди (1678–1741) Ария Domine Deus, Rex coelesti («Господи Боже, Царь небесный») из кантаты Gloria RV589
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Аллилуйя из кантаты Exsultate, jubilate
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Wachet auf, ruft uns die Stimme (Пробудись, голос нас зовёт) BWV 645
- Франц Ксавьер Грубер (1787–1863) Silent night (Тихая ночь)
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
- Ольга Самойленко, сопрано
- Майя Мокрецова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.