Шедевры мирового органа: Бах-Моцарт-Мендельсон

Продолжительность: 1 час 10 минут

«Шедевры мирового органа» — вас ждет космос Баха, неземное совершенство Моцарта, шквал романтических эмоций Мендельсона и самобытный музыкальный язык Карг-Элерта.

«Баха это музыка пути к Богу», — сказал Гете. Наверное, каждый находит в музыке немецкого гения что-то свое. Космичность, глубина и запредельный полет духа удивительным образом сочетается в многочисленных опусах Иоганна Себастьяна с проникновенным лиризмом, а его музыкальный язык доступен самому широкому кругу публики. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки французского органиста Николя де Гриньи, сочиненной в 1700 году. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати обработок хоралов. В сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов».

Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор-романтик, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса, заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Из органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат, наполненный стилевой эклектичностью, — центр органного творчества композитора. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, в их основе темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом, которому затем посвятил цикл из Прелюдий и фуг.

Творчество органиста и композитора Зигфрида Карг-Элерта практически неизвестно в России. В его изысканном и узнаваемом музыкальном почерке сконцентрировались черты переходной эпохи. Первое сочинение Карг-Элерта для органа — 66 хоральных импровизаций — сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами того времени, писавшими для короля инструментов.

17 церковных сонат Моцарта — одночастные опусы для органа и струнных — подлинные музыкальные жемчужины. Одна соната прозвучит в концерте. Один из самых Красивых мотетов Моцарта Ave verum corpus прозвучит в органной транскрипции Ференца Листа.

Шедевры мирового органа: лучшие страницы популярной классики!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572

Две хоральные обработки:

  • Nun komm, der Heiden Heiland из цикла «Лейпцигские хоралы» BWV 659-660
  • Хоральная прелюдия Wir glauben all`an einen Gott, Schopfer из цикла «Третья часть клавирных упражнений» BWV 680

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа соло Сатмари)

  • Мотет Ave verum corpus (транскрипция для органа соло Ференца Листа)

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) Соната для органа № 3 ля мажор ор. 65:

  • I. Con moto maestoso II. Allegro tranquillo
  • Прелюдия и фуга ре минор ор. 37

Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Две хоральные импровизации из цикла «66 хоральных импровизаций для органа» ор. 65:

  • Ach bleib mit deiner Ghade
  • Nun danket alle Gott

Исполнитель:

Алла Морозова, орган

Концерт проходит без антракта.