Сквозь времена: Бах и Брамс

Продолжительность: 1 час 10 минут

Сквозь времена: Бах и Брамс – концерт известной петербургской органистки Ольги Котляровой. В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в вечность. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, хоральные обработки, труднейшие для исполнения трио-сонаты и не только. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге, 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии и печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях. Вспомним легендарную арию Erbarme dich из Страстей по Матфею.

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному творчеству Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Жанр хоральной прелюдии, забытый в XIX столетии, был возрожден Брамсом. 11 Хоральных прелюдий под опусом 122, изданных посмертно, – прощание композитора с земной жизнью. Брамс стал первым, кто после Баха создал гениальный цикл хоральных обработок для органа. Это вершина творчества композитора, его символическое завещание. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы. Сквозь времена: Бах и Брамс – два гения, две эпохи.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга h-moll BWV 544
Йоганнес Брамс (1833-1897) Одиннадцать хоральных прелюдий ор. 122:
Mein Jesu, der du mich (Ты мой Иисус)
Herzliebster Jesu (Иисус в моём сердце)
O Welt, ich muss dich lassen (О мир, я должен тебя покинуть), 1 version
Herzlich tut mich erfreuen (Сердцем творю радость)
Schmücke dich, o liebe Seele (Украшай себя, любимая душа)
O wie selig seid ihr doch, ihr Frommen (О как благословенны вы, пользу приносящие)
O Gott, du frommer Gott (О Бог, мой Бог)
Es ist ein Ros' entsprungen (Из тебя проистекает Роза)
Herzlich tut mich verlangen (Сердцем я стражду), 1 version
Herzlich tut mich verlangen (О мир, я должен тебя покинуть), 2 version
O Welt, ich muss dich lassen, 2 version
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Пассакалия и фуга c-moll BWV 582

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов
Ольга Котлярова, орган
Санкт-Петербург

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию.