Сны и сказки Рождества

25.12
16:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственнымв городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем непримечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм. В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенныйв стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику. Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальная атмосфера каждого храма в сердце северной столицы и четыре самобытных органа – более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Знаетели вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Сны и сказки Рождества – праздничный подарок в первый день Рождества от выдающегося петербургского органиста Юрия Семенова. Загадочная история трех апельсинов и пасторальная тишина, неспешность колыбельной и мощь хоралов… Бах и Прокофьев, Мендельсон и Франк – лучшие страницы органной истории будут перевернуты специально для вас!

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Особый интерес вызывает опус гениального композитора и пианиста Ференца Листа по сочинению, написанному Отто Николаи к юбилею Кёнигсбергского университета в 1844 году для большого оркестра, хора и органа получившему название «Праздничная церковная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott».

Шесть Сонат занимают центральное место в органном творчестве Феликса Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой удивительное соединение различных форм и жанров: это церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка, которую не обошел вниманием в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Убежденный «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии и удивительные циклы органных миниатюр по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. В этот вечер у вас появится уникальная возможность сравнить, как разные композиторы по-разному «слышали» колыбельные. Прозвучит колыбельная Луи Вьерна и колыбельная Игоря Стравинского из легендарного балета «Жар-птица».

Сны и сказки Рождества ждут вас!

Программа:

  • Сергей Прокофьев (1891–1953) Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
  • Игорь Стравинский (1882–1971) Колыбельная из балета «Жар-Птица»
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ми-бемоль мажор BWV 552/1
  • Пастораль фа мажор BWV 590
  • Хоральная прелюдия Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731
  • Ференц Лист (1811–1886) Церковная праздничная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната си-бемоль мажор op.65 № 4:
  • Allegrо con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso
  • Луи Вьерн (1870–1937) Колыбельная из сборника «24 характерных пьес для органа»
  • Сезар Франк (1822–1890) Хорал ми мажор

Исполнитель: Юрий Семенов, орган

Без антракта

Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.