The Perceptual present. Новая музыка для флейты

Продолжительность: 1 час

Камерная музыка для флейты композиторов XXи XXI веков Джорджа Крама, Тристана Мюрая, Владимира Раннева и Довлета Анзарокова.

«Голос кита» Джорджа Крама

Джордж Крам – приверженец технического расширения музыки и инструментального театра. Трио для флейты, виолончели и препарированного фортепиано, с электрическим усилением, принадлежит к числу самых значительных произведений в авангардной музыке за последние десятилетия.

Оно было создано под впечатлением от пения горбатого кита, которое композитор услышал в 1969 году. Каждому из трех исполнителей предписано быть в черной полумаске, которые, обезличивая смысл человеческого взгляда, призваны символически представить мощные, стихийные силы природы, природы без человека. Произведение исполняется при темно-голубом освещении сцены как олицетворении подводного мира.

Pestna.issOex gloæ – это Missa O Rex gloriæ Джованни Палестрины, итальянского композитора эпохи Возрождения, на которую композитор Владимир Раннев взглянул как на старую фреску, фрагменты которой со временем раскрошились и осыпались. В подобное хрупкое и увядающее состояние автор приводит сочинение-первоисточник – какие-то голоса умолкли, от каких-то остались лишь фрагменты. В остатках старых фресок редко угадываются исходные очертания, но с их потерей образуется созданное самим временем новое изображение. Так и в данной пьесе – руинированной мессе Палестрины – трудно распознать исходные черты ренессансной полифонии, это совсем другая музыка даже при том, что и здесь нет ни одной новой ноты, только паузы. Таким образом из утрат одного создается другое, а название с потерянными буквами отражает конструктивную идею пьесы.

The Perceptual present – пьеса для квартета флейт, бас-гитары и электронного органа петербургского композитора адыгского происхождения Довлета Анзарокова сочетает в себе элементы разных композиторских техник – от гокета до серийного письма. Она написана предельно конкретными, вполне отслеживаемыми техническими средствами, которые в то же время, не становятся для автора ограничительным фактором: серия оборачивается паттерном, а пуантилизм превращается в минимализм. Главная ценность сочинения – эмоционально-драматическое содержание этого опуса явно превалирует над техническим устройством музыки, что не всегда характерно для композиторских техник ХХ и XXI веков, часто опирающихся на инструктивные принципы развития.

«13 цветов заката» Тристана Мюрая

Несмотря на признание автора в аллюзии на название шедевра импрессионизма «Впечатление. Восходящее солнце» кисти Клода Моне, композитор о своей работе говорил: «Для импрессионистского произведения, «13 цветов» слишком структурированы. Пропорции, основные интервалы и гармонии, пульсации определены априори и находятся в более или менее точном гомотетическом отношении. Технически произведение состоит из тринадцати разделов (плюс вступительный раздел), каждый из которых основан на двух звуках, образующих разные интервалы с характерными цветами. Эти интервалы порождают друг друга «гармоническим дрейфом».

Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию.