Органный концерт «В движении и созерцании»
В движении и созерцании – эксклюзивная программа замечательной петербургской органистки Марии Вяйзя. Знакомые и малоизвестные имена, органные хиты и редко звучащие опусы. Космос Баха, лиризм Йонгена, зажигательные кельтские и латиноамериканские ритмы и не только.
Иоганн Адам Рейнкен – композитор и органист, один из значимых представителей северогерманской школы, друг великого Дитриха Букстехуде, оказавший большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха. Говорят, что после прослушивания, на котором молодой Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon, Рейнкен сказал: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас». Бах использовал произведение Рейнкена Hortus musicus (Музыкальный сад) в качестве темы для своих сочинений.
Сам Бах представлен во всем многообразии своей органной вселенной.Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный им в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего органного творчества мастера. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Особый акцент вечера – органные версии неорганных сочинений Иоганна Себастьяна: легендарная Ария из Третьей оркестровой сюиты, а также Симфония из кантаты № 29. Симфония представлена в транскрипции Марселя Дюпре, музыкального вундеркинда, выдающегося композитора, ученика великих органных мэтров – Гильмана, Видора и Вьерна, за свою долгую жизнь гастролировавшего с головокружительным успехом в многочисленных странах Европы, а также в Австралии, Канаде и Америке. Он известен также двумя сериями из десяти концертов, включавших все органные опусы Баха, которые были исполнены наизусть.
Жозеф Йонген – бельгийский музыкант, представитель валлонской композиторской школы и церковный органист. Его творчество соприкасается с традициями великого Сезара Франка. Два рондо, созданные в кельтском и латиноамериканском духе – хиты знаменитого немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, вот уже несколько десятков лет являющегося одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Финал концерта – органная версия шедевра Камиля Сен-Санса из Карнавала животных – Лебедь.
В движении и созерцании – от медитации до безудержного танца!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1865–1750) – Марсель Дюпре (1866–1971) Симфония из Кантаты N 29
- Ария из Оркестровой сюиты ре мажор BWV 1068
- Иоганн Адам Рейнкен (1623–1722) Токката соль мажор
- Георг Муффат (1653–1704) Пассакалия соль минор из сборника Apparatus Musico-Organisticus
- Иоганн Адам Рейнкен Фуга соль минор
- Иоганн Себастьян Бах Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
- Жозеф Йонген (1884–1969) Кантабиле
- Ханс Андре Штамм (1958*) Рондо в кельтском духе. Мечта. Рондо в латиноамериканском духе
- Камиль Сен-Санс (1835–1921) Лебедь из сюиты «Карнавал животных»
Исполнитель:
Марина Вяйзя, орган