V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом». Органный гала-концерт «Фанфары Рождества»

Продолжительность: 1 час 10 минут

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный й исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.

Фанфары Рождества. Первый католического Рождества день, исполненный радости и света, ознаменуется роскошным гала-концертом любимых петербургских музыкантов. Под сводами одного из самых красивых храмов Петербурга зазвучат труба и орган, голос и ансамбль саксофонов.

Германия и Италия, Испания, Франция и Россия, россыпи барочных фейерверков и нежность романтической пасторали, задушевность колядок и торжественность рождественских гимнов, волшебство зимних снов и… китайские регтаймы! Да, все это возможно – настало время негаданных чудес и нечаянных радостей. Вечер откроется светлым и праздничным звучанием чудесного рождественского гимна Adeste fideles («Придите, верные»). Старейшая рукопись гимна, датированная 1743 или 1744 годом, была обнаружена во Франции в бумагах английского католика в изгнании Джона Френсиса Уэйда. Властелин органа Иоганн Себастьян Бах представлен одной из трио-сонат, вошедшей в шестичастный цикл, изначально созданный для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но и ставшего знаменитым органистом. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы!

Современники Георга Филиппа Телемана – друга Иоганна Себастьяна Баха,– высоко ценили его творчество. При жизни он был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга, а его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений музыкантов не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха – Карла Филиппа Эммануила – выдающегося композитора своего времени.

Густав Меркель – ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии – сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки. Итальянский лучик концерта – Антонио Вивальди, солнечный венецианец, чья надолго забытая музыка, возродившись вновь, не перестает восхищать нас по сей день. Пьетро Йон – американский органист и композитор итальянского происхождения, один из крупнейших американских авторов церковной музыки первой половины ХХ века.Колядки, праздничные песни, повествующие о рождении Иисуса Христа, в Польше начали сочинять и петь в конце XIV – начале XV века. Они стали неиссякаемым источником вдохновения для многочисленных музыкантов. Так Lulajże, Jezuniu (Баю-бай, Иисусе) использовал в своем знаменитом скерцо си минор гениальный польский композитор Фредерик Шопен. Это чудесную колыбельную полюбил и Хосе Каррерас. Культовый тенор перевел ее на испанский язык и включил в свой репертуар. А вот наш современник Роб Петерс написал на нее органные вариации. Молитва Олега Янченко, патриарха российской органной школы, на тему итальянского композитора Лоренцо Перози – эхо позднеромантической традиции. Яркие акценты концерта – неподражаемая звукопись Дебюсси и испанские ритмы Альбениса.

Фанфары Рождества – праздник начинается!

Программа

  • Рождественский гимн Adeste fidelis, аранжировка Сэмюэла Уэббе (1740–1816)
  • Георг Филипп Телеман (1681–1759) Концерт для трубы I часть, обработка для трубы и органа
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Gloria In excelsis Deo, обработка для трубы и органа
  • Густав Меркель (1827–1885) Рождественская пастораль ор. 56
  • Роб Петерс (1969*) Вариации на тему польской колядки Lulajze Jezuniu op.111
  • Олег Янченко (1939–2002 ) Рождественские сны
  • Алессандро Пьетро Йон (1943*) Рождество в Сицилии IPY 5
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната ми-бемоль мажор BWV 525, III
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт ре мажор RV93 I часть
  • Исаак Альбенис (1860–1909) Севилья из Испанской сюиты
  • Клод Дебюсси (1862–1918) Девушка с волосами цвета льна, маленький негритенок
  • Жан Матита (1952*) Китайский регтайм

Исполнители:

  • Чжао Иньчжун, бас (КНР)

Лауреаты международных конкурсов

  • Алексей Иванов, труба
  • Мария Лобецкая, орган
  • Екатерина Маришкина, орган
  • Ансамбль саксофонов

Художественный руководитель Константин Андреев