V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом». Органный концерт «Дорога в Рождество с Вивальди и Чайковским»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Дорога в Рождество с Вивальди и Чайковским – праздничный подарок в первый день православного Рождества от неутомимой Марии Блажевич, долгожданной гостьи фестиваля, неизменно поражающей публику программами-фейерверками.

Рождество – торжество обновления, время, исполненное радости, света и любви. Семейные посещения церкви и неспешные разговоры за праздничным столом. Сюрпризы и подарки. Радостное ожидание гостей и ответные визиты. Катание на санях и игра в снежки, и…конечно же, много прекрасной музыки. Все эти дороги встречаются пересекаются, сливаясь в одну, ведущую в Рождество. Франция и Германия, Италия и Канада, барокко и музыка наших дней – удивительный рождественский калейдоскоп, феерия эпох и жанров. «Времена года» Вивальди и рождественские хоральные прелюдии из «Органной книжечки» Баха, вариации Дандриё, и фрагменты из самого «рождественского» балета Петра Ильича Чайковского!

Одно из самых популярных классических сочинений в мире – «Времена года» Антонио Вивальди – цикл из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. На этот раз прозвучит органная версия. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения – главная тема знаменитого цикла рыжего аббата. Звенящий зимний день и осенняя печаль, азарт весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов.

Органная книжечка (Orgel-Büchlein) – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Иоганном Себастьяном в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Изысканная Пастораль относятся к Веймарскому периоду творчества, когда Бах достигает в исполнительском искусстве высочайшей ступени мастерства, а его дар композитора и импровизатора близится к зрелости и расцвету.

Французский гость вечера Жан Франсуа Дандриё родился в семье художников и музыкантов. Одаренный и не по годам развитый ребенок, он впервые выступил на публике, когда ему было 5 лет, играя на клавесине для короля Франции Людовика XIV и его двора. Эти концерты положили начало очень успешной карьере Дандриё как клавесиниста и органиста. Один из самых ярких музыкантов наших дней – немецкий композитор Ханс-Андре Штамм, в 7 лет начал изучать игру на фортепиано и органе, а в 11 лет уже гастролировал по Европе как органист-виртуоз.

Дорога в Рождество с Вивальди и Чайковским – пройдите по ней вместе с замечательной органисткой Марией Блажевич.

Программа:

  • Антонио Вивальди (1678–1741) Зима из концерта «Времена года» (переложение для органа)
  • Жан Франсуа Дандриё(1682–1738) Вариации на рождественскую песню Joseph est bien marié (Иосиф удачно женился)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Шесть рождественских хоральных прелюдий из «Органной книжечки»
  • Петр Ильич Чайковский (1840–1893) Фрагменты балета «Щелкунчик» впереложении для органа:
  • Марш
  • Китайский танец
  • Арабский танец
  • Танец феи Драже
  • Трепак
  • Дени Бедар (1950*) Ноэль и Токката на тему Il Est Né Le Divin Enfant (Рождается божественное дитя )
  • Ханс-Андре Штамм (1958*)Павана на рождественскую песню
  • Иоганн Себастьян Бах Пастораль
  • Токката, адажио и фуга до мажор
  • Джеймс Скотт (1885–1938)Праздник Рождества (фантазия на темы песен Carol of the bells, Holy night,Jingle bells, We wish you merry Christmas)

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

  • Мария Блажевич, орган