V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом». Органный концерт «Под звёздным небом»

Продолжительность: 1 час 10 минут

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный й исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм. В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику. Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в сердце северной столицы и четыре самобытных органа – более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Под звездным небом – концерт потрясающей органистки Лилии Печенкиной накануне Рождественского сочельника, в котором пересекутся две органные державы – Германия и Франция.

Рождество – самый главный праздник западного литургического календаря. Это удивительное время, исполненное радости, света и любви, и, конечно же, совершенно особой, прекрасной музыки. Философские размышления Баха и Букстехуде, неповторимый лиризм Брамса и Шумана, медитации Мессиана и симфонический размах Видора и Карг-Элерта. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.

Творчество Шумана, другого немецкого гения-романтика, представлено одним из этюдов в форме канона шестичастного цикла для педального фортепиано – инструмента, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. В изысканном и узнаваемом музыкальном почерке Карг-Элерта сконцентрировались черты переходной эпохи. 66 хоральных импровизаций – первое сочинение музыканта для органа, которое сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами его времени, писавшими для Короля инструментов. Благодаря этому сочинению, композитор привлёк к себе всеобщее внимание, а в Англии и Австралии стали устраивать фестивали органной музыки в его честь. Родоначальником жанра органной симфонии – Шарлем Мари Видором написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Сюрприз концерта – потрясающее попурри, в котором встретятся Уильямс и Керри, Чайковский и Хачатурян, Цой и Гребенщиков и…не только.

Под звездным небом – отыщите свою звезду!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707)Прелюдия ми минор BuxWV 142
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Allein Gott in der Höh sei er BWV 676
  • Роберт Шуман (1810–1856)Шесть пьес канонической формы N 4 Innig
  • Иоганнес Брамс (1833–1897)Прелюдия и фуга ля минор WoO 9.
  • Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Unter dem gestirnten Himmel op.108 (Под звездным небом)
  • Шaрль-Мари Видор (1844–1937)Симфония для органа N 6 соль минор,IAllegro
  • Оливье Мессиан (1908–1992) II-III части из цикла L'Ascension (Вознесение)

Попурри на музыку:

Марайя Керри, Джон Уильямс, Евгений Крылатов, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Игорь Корнелюк, Владимир Дашкевич, Пётр Чайковский

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

  • Лилия Печенкина, орган