V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом» Органный концерт «Рождественская встреча: Бах и Вивальди»

Продолжительность: 1 час 10 минут

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный й исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.

Рождественская встреча: Бах и Вивальди. Две вершины эпохи барокко Германии и Италии.

Два гения-небожителя незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Харизматичный аббат и лейпцигский кантор никогда не встречались в своем земном бытии, но в волшебное время рождественских и новогодних праздников нет ничего невозможного, поэтому… они встретятся в ярком, искрящемся неиссякаемой радостью концерте Лидии Кузнецовой.Лейпцигский кантор высоко ценил и тщательно изучал творчество гениального рыжего аббата, создав целый ряд уникальных органных транскрипций его инструментальных концертов. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Концерты ре минор и ля минор, представленные в баховской транскрипции, занимает топовое место в репертуаре Короля инструментов. Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, многочисленные хоральные обработки и труднейшие для исполнения трио-сонаты.

Протестантский хорал и хоральная обработка играют одну из ключевых ролей в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Органная книжечка (Orgel-Büchlein) – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов» Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.

Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Концерт завершится самым известным органным сочинением в мире. Да, это легендарная Токката и фуга ре минор, авторство которой до сих пор оспаривается исследователями творчества Иоганна Себастьяна.

Рождественская встреча: Бах и Вивальди – присоединяйтесь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Das alte Jahr vergangen ist («Уходит старый год») WV 614 из цикла «Органная книжечка»
  • Фантазия соль мажор BWV 572
  • Хоральная обработка Dies sind die heil'gen zehn Gebot' (Десять священных заповедей) BWV 678 из третьей части «Клавирных упражнений»
  • Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян БахКонцерт ре минор BWV 596:
  • (Allegro) – Grave – Fuga
  • Largo e spiccato
  • Finale
  • Иоганн Себастьян Бах Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
  • Хоральная обработка Schmücke dich, o liebe Seele (Преобразись, возлюбленная душа) BWV 654 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
  • Антонио Вивальди – Иоганн Себастьян Бах
  • Концерт ля минор BWV 593: Без обозначения темпа – Adagio – Allegro
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

  • Лилия Кузнецова, орган