С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный й исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.
Хотите провести Рождество в Веймаре в компании Баха и Листа? Одна из самых ярких органисток нашего времени Юлия Глазкова ждет вас!Именно в этом городе Иоганн Себастьян Бах создал лучшие опусы для органа, а Король инструментов был в центре его внимания. Здесь были рождены знаменитая Пассакалия, токката и фуга ре минор, прелюдии с фугами ля и до минор, начата работа над Органной книжечкой – сборником хоральных обработок, отражающих праздники литургического календаря.В Веймаре Бах почти десять лет служит в качестве органиста, а также музыканта и помощника капельмейстера оркестра. Один из величайших мастеров XIX столетия Ференц Лист прожил в Веймаре достаточно долго и считал этот период своей жизни самым счастливым. Он поставил за 11 лет более сорока опер, организовал исполнение сочинений Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, преподавал в Высшей школе музыке, которая теперь носит его имя. Здесь он написал большую часть Венгерских рапсодий и симфонических поэм, программных симфоний и фортепианный цикл «Годы странствий». Благодаря Листу, провинциальный Веймар стал истинным центром музыкальной жизни Европы.
Органная тема проходит через всю жизнь Иоганна Себастьяна. В концерте вы услышите масштабные многочастные циклы, хоральные обработки и транскрипции великого мастера. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Прелюдия и фуга ре мажор создана в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Финал концерта — легендарная Токката и фуга ре минор, авторство которой до сих пор… вызывает сомнения у исследователей баховского творчества.Гениальное творчество Баха влияло, влияет и будет влиять на многочисленных композиторов и исполнителей разных стран и эпох.Величайшие композиторы мира в разное время использовали в своих сочинениях код имени Иоганна Себастьяна Баха B-A-C-H, в котором четыре буквы соответствуют четырём звукам. Этот музыкальный мотив живет более, чем в 400 сочинениях. Прелюдия и фуга на тему BACH – одно из трёх масштабных сочинений для органа Ференца Листа. Пусть количество листовских органных опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга мирового репертуара. Сделав переложение своей же симфонической поэмы «Орфей», он еще раз доказал, что орган способен заменить целый оркестр.
Рождество в Веймаре – встреча Баха и Листа.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
- Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh' sei Ehr (Слава в Вышних Богу) BWV 662
- Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди (1678 – 1741) Концерт ля минор для органа BWV 593 в трех частях: (I часть) – Adagio – Allegro
- Ференц Лист (1811 – 1886) Фантазия на тему B-A-C-H (1855)
- Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия O Lamm Gottes unschuldig (О, невинный Агнец Божий) BWV 618
- Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
- Юлия Глазкова, орган