V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом». Органный концерт «Сочельник под орган»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Сочельник под орган – Германия и Франция, Бах и Сен-Санс, Мендельсон и Боэльман встретятся в этот волшебный вечер в роскошной программе Марии Лобецкой.

Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Цикл из Шести сонат – центр его органного мира. В сонатах переплетены самые разные жанры: это и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Яркий акцент концерта – фрагменты знаменитой Рождественской оратории Сен-Санса в разнообразных транскрипциях для органа, в том числе – самой Марии Лобецкой. Рождественская оратория, написанная двадцати трехлетним композитором всего за 12 дней, – подлинный шедевр, исполненный света и умиротворения, по-французски утонченный и божественно мелодичный. В нем присутствует не только сам Иоганн Себастьян Бах, в подражание которому написана чудесная пасторальная прелюдия, открывающая ораторию, но и мелодии очаровательных французских народных песенок, что придаёт сочинению абсолютно особый колорит.

Сочельник под орган – добро пожаловать в светлый мир Рождества!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми бемоль мажор BWV 542
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа № 4 си бемоль мажор ор. 654:
  • Allegro con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso
  • Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита для органа ор. 25:
  • Introduction – Choral-Menuet gothique-Prière à Notre-Dame – Toccata
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Фрагменты из Рождественской оратории:
  • Молитва в транскрипции Пермана
  • Прелюдия №1 в стиле Баха в транскрипции для органа Марии Лобецкой
  • Хор Tollite hostias в транскрипции для органа Эжена Жигу
  • Иоганн Себастьян Бах Фантазия соль мажор BWV 572 (Пьеса во французском стиле)

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

  • Мария Лобецкая, орган