Органный концерт «В ожидании Рождества»
В ожидании Рождества – чудесная программа московской гости органных вечеров на Ковенском Маргариты Еськиной.
Адвент (от латинского adventus – пришествие) – название предрождественского периода в католической церкви и некоторых протестантских конфессиях, тождественное периоду Рождественского поста в православной традиции. Это время ожидания Рождества Христова, когда христиане готовятся к светлому и радостному празднику. В органном творчестве Баха хоральные обработки занимают особое место. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, в том числе и к Адвенту. В творчестве Баха этот жанр достиг запредельного совершенства, явив божественный мелодизм, богатейшую полифоническую фактуру и необозримое тембровое богатство органа. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно как «18 лейпцигских хоралов». Хоральная обработка «Приди, язычников Спаситель», вошедшая в цикл, наполнена образами предрождественских размышлений. Части, вошедшие в масштабный цикл Прелюдия и фуга до мажор, заявленный в концерте, написаны Бахом в разные периоды творчества, но тем не менее, объединились в нем необычайно естественно и органично.
Наверно, нет композитора, в чьём творчестве не отразилось бы влияние Баха. Органные сонаты Мендельсона, возродившего в XIX столетии интерес к забытому творчеству Мастера и продолжающего в своих сочинениях следовать традиции баховской полифонии, – новая эра в развитии органной романтической сонаты. Как и у Баха, их тоже шесть. Количество частей варьируется от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. В Сонате № 3, которая прозвучит в концерте, использована хоральная тема, перерастающая в масштабную фугу, а финал перекликается со знаменитыми «Песнями без слов». Французская линия концерта объединит рококо и романтизм. Представленный одним из ноэлей Луи Клод Дакен – французский композитор, клавесинист и органист, блестящий импровизатор и виртуоз эпохи рококо. Ноэль – изложение евангельских сюжетов, связанных с Рождеством, чаще всего – о поклонении Младенцу пастухов и волхвов. Жанр пережил расцвет в XVI веке, когда Европа испытала первый серьезный всплеск нотопечатания. Наряду с одноголосными создавались и многоголосные ноэли, рождаясь из григорианских хоралов, секвенций, гимнов. Они были переложены для самых различных музыкальных инструментов, в том числе и для органа.
Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Интродукция и вариации на старинную польскую рождественскую мелодию позволит вам ощутить предрождественскую атмосферу Восточной Европы.Яркий акцент вечера – Бретонское и Парижское Рождество – две атмосферные пьесы малоизвестного в России композитора Шарля Кефа.
В ожидании Рождества – подарите себе музыкальное путешествие по предрождественской Европе накануне самого чудесного зимнего празднества!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга до мажор
Хоральная прелюдия Nun Komm der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) из Лейпцигских хоралов
Луи Клод Дакен (1694 – 1772) Noël X Grand jeu et Duo
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) Соната ля мажор № 3 ор.65
Джузеппе Динелли (1884-1914) Рождественская пастораль
Александр Гильман (1837-1911) Интродукция и вариации на старинную польскую рождественскую мелодию (op.60, книга II, №1)
Шарль Кеф (1873-1931) Бретонское Рождество и Парижское Рождество ор. 26
Исполнитель:
Маргарита Еськина, орган
Москва