В зеркалах времени: от Баха до Пярта. Скрипка и орган

26.10
20:30
КУПИТЬ БИЛЕТ

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался Голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020 году.

В зеркалах времени — незабываемое музыкальное путешествие от Баха до Пярта в компании скрипки и органа. Роскошь барокко и стихия романтизма. Уникальность музыкального письма Арво Пярта. Наполненная самыми разнообразными спектрами настроений и тембровых сюрпризов программа петербургских музыкантов Надежды Цой и Елизаветы Толмасовой.

Старший современник Баха, Георг Муффат, создал музыкальный язык, основанный на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, написал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

В творчестве немецкого гения Иоганна Себастьяна Баха органная музыка достигла пика своего развития. Это не только великая музыка, созвучная любой эпохе, но и врата в бесконечность космоса. Токката и фуга ре минор «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца. Сочинение получило название за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует аутентичный дорийский лад.

Феликс Мендельсон не только вернул музыкальное наследие Баха из забвения в XIX столетии, но и продолжил его славные традиции. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, Мендельсон использовал свои органные импровизации, в которых был признанным мастером. Именно поэтому его сонаты известны своей жанровой эклектичностью: в них нет регламентированного количества частей, а в их числе — церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Йозеф Габриэль фон Райнбергер писал в самых разнообразных жанрах. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе и создавая удивительные по своей красоте и мелодизму шедевры.

Арво Пярт, гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Пьеса «Зеркало в зеркале» была написана в 1978 для органа, но практически сразу появились ее авторские версии для различных составов, например, для виолончели или скрипки с фортепиано.

И…немного мистификаций. Скрипач-виртуоз и композитор Фриц Крейслер прославился неподражаемым талантом писать сочинения в абсолютно любой стилистике, выдавая их за транскрипции самых разнообразных авторов. цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке.

Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. Он утверждал, что пьеса представляла собой реконструкцию фрагмента музыки Томазо Альбинони, найденного им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.

В зеркалах времени: невероятный музыкальный вояж от Баха до Пярта!

Программа:

  • Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Сюита для скрипки и органа до мажор op.166: I. Praeludium II. Canzone
  • Георг Фридрих Муффат (1653–1704) Токката № 1 ре минор из сборника Apparatus Musico-Organisticus
  • Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио для скрипки и органа соль минор (приписывалось Томазо Альбинони)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фуга ре минор Дорийская BWV 538
  • Арво Пярт (1935*) Spiegel im spiegel (Зеркало в зеркале)
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа ре мажор оp. 65 No. 5: Andante – Andante con moto
  • Соната для органа фа минор оp. 65 No. 1: IV. Allegro assai vivace
  • Фриц Крейслер (1875–1962) Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни

Исполнители:

Надежда Цой, скрипка,

Елизавета Толмасова, орган

Без антракта.