Вечер по-французски — изысканная и яркая программа Хора «Гардарика» и Ирины Андряковой — вокалистки и дирижера. За органом — Екатерина Маришкина. Музыкальный вояж начнется в прекрасной эпохе Ренессанса, плавно переместится в неповторимые изыски рококо и завершится эрой симфонического органа.
Неоспоримые достижения французского музыкального искусства эпохи Ренессанса ярко выражены в полифонической песне XVI века. Туано Арбо — французский священник, писатель и композитор, автор трактата «Орхезография», первого дошедшего до нас учебника по изучению танцевального искусства Франции. Клоден Сермизи, чьи опусы получили безусловное признание и переиздавались в Франции и других европейских странах, — певчий, работавший в королевской капелле, автор месс, мотетов, многочисленных песен. Клод Лежён был образованным и плодовитым композитором, служившим при королевском дворе. Он является автором более 650 сочинений в разных жанрах — месс, мотетов, псалмов, французских chansons, итальянских канцон. Мастер полифонии создавал вокальные композиции для 6, 7, 8-голосных составов.
Луи Клерамбо — французский композитор, придворный музыкант Людовика XIV, на протяжении всей жизни он занимал пост органиста в различных парижских храмах. Был музыкальным руководителем пансиона для девушек Сен-Сир, для хора которого написаны многие его кантаты. Ему принадлежит множество церковных песнопений, сонаты для скрипки и basso continuo, сборники пьес для клавесина и органа. В Сюите второго тона Клерамбо из первой Органной книги ощутимо итальянское влияние, проявляющееся в неожиданно ярких гармониях и фундаментальных контрапунктах.
Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Премьера Торжественной мессы Вьерна, написанной в ранний период творчества, состоялась в Соборе Парижской Богоматери, а партию органа сыграл его учитель — Шарль-Мари Видор. Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов. Кроме органных сочинений, в наследии композитора — камерные вокальные и инструментальные циклы, хоровые и симфонические опусы. Две последние органные симфонии композитор написал под впечатлением от гигантских американских органов. Вьерн оставил после себя огромное количество дневников и «Органную методику», а также разработал проект глобальной реставрации органа Кавайе-Коля собора Парижской Богоматери.
Вечер по-французски — многоголосие Ренессанса и мощь симфонического органа.
Программа:
Луи Клерамбо (1676–1749) Suite du seconde tone для органа
Исполняет Екатерина Маришкина
Туано Арбо (1520–1595) Павана
Жакотен Годебри (ок. 1460–1529) Je suis déshéritée
Клоден де Сермизи (1490–1592) Au joli bois
Клод Лежён (1528–1600) Qu'est devenu ce bel oeil
Исполняет ансамбль Flammea corda
Луи Вьерн (1870–1937) Четыре греческих песни для сопрано и органа,
Габриэль Форе (1845–1924) Пробуждение, переложение для сопрано и органа
Исполняют Ирина Андрякова и Екатерина Маришкина
Луи Вьерн Лунный свет и Вестминстерские колокола из цикла Двадцать четыре пьесы-фантазии для органа
Исполняет Екатерина Маришкина
Луи Вьерн Торжественная месса ор. 16 для хора и органа
Исполняют
Хор «Гардарика»
Екатерина Маришкина, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.