Весеннее пробуждение

Продолжительность: 1 час 10 минут

Весеннее пробуждение – в концерте московских гостей органных вечеров на Ковенском Светланы Беляковой и Анастасии Быковой соединятся голос и орган. Пройдя по мосту из роскоши Барокко в безбрежность романтизма, вы встретитесь с Бахом и Генделем, Брамсом и Форе, услышите золотые хиты вокального и органного репертуара.

Рожденный в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он написал за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал опусы для исполнения на открытом воздухе – «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом «Аллилуйя».

Мекка всех органистов – Бах , представлен Фантазией соль мажор (Piece d'Orgue), которая родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Иоганн Николаус Ханфф – старший современник Баха, органист и композитор эпохи барокко, сын трактирщика, получивший уроки органного ремесла у своего дяди Маркуса, органиста Регенсбургского собора, сделав на этом поприще весьма успешную карьеру. Ханфф – учитель непререкаемого музыкального авторитета тех дней, Иоганна Маттезона.

Пожалуй, самое известное сочинение Габриэля Форе, давшее название всему концерту, – «Пробуждение». Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика, –проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий. Panis Angelicus – одно из самых исполняемых сочинений выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу – Messe à troi voix Opus 12.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Центр органной вселенной Мендельсона, еще одного преемника традиций Баха, – цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Французский романтический орган представлен творчеством Теодора Дюбуа, композитора, органиста и музыкального педагога, создавшего множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа». Сэмюэл Уэсли – английский композитор, органист, дирижёр, представитель известной музыкальной династии. Сын гимнографа Чарльза Уэсли, внук Самуила Уэсли, поэта периода Стюартов, и племянник Джона Уэсли, основателя Методистской церкви. В 1784, к ужасу своего дяди Джона, музыкант обратился в католицизм. В рамках празднования своего обращения, Сэмюэл сочинил мессу и посвятил её папе Пию VI. В 1788 году Уэсли был посвящен в масонство; стал членом ложи «Древность». В творчестве Сэмюэля Уэсли нашли отражение жанры хоровой духовной и светской хоровой музыки, а также инструментальной, включая сочинения для органа.

Финал вечера – знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио – одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века – неоднократно использовалось в кино.

Весеннее пробуждение – празднество стилей, эпох, ритмов и гармоний.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Фантазия соль мажор BWV 572
  • Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Ария Альмирены Lascia ch’io pianga из оперы «Ринальдо», Ария How beautiful из оратории «Мессия»
  • Алессандро Скарлатти (1659-1725). Ария Фиалки из оперы-пастиччо «Причуды любви или Розаура»
  • Иоганн Николаус Ханфф (1663-1711). Хоральная прелюдия Auf meinen lieben Gott Сэмюэл Уэсли (1766–1837) Ария и Гавот
  • Теодор Дюбуа (1837-1924). Интерлюдия и Постлюдия из цикла «Семь пьес для органа»
  • Камиль Сен-Санс (1835-1921). Ave Maria
  • Сезар Франк (1822-1890). Panis angelicus
  • Феликс Мендельсон (1809-1847). Органная соната №3 ля мажор op. 65: I. Con moto maestoso
  • Иоганнес Брамс (1833-1897). Две хоральные прелюдии op. 122: Нежная роза расцвела, Возрадуюсь всем сердцем
  • Габриэль Форе (1845-1924). Пробуждение

Исполнители:

Светлана Белякова, сопрано

Анастасия Быкова, орган