Вокруг Баха — за органом петербургская органистка Майя Мокрецова. Прошедшая через столетия музыка германского гения всегда была и будет необычайно созвучна любой эпохе, вызывая неизменный интерес для творческих поисков многочисленных музыкантов.
Великие композиторы-романтики заново открыли Баха своим современникам. Мендельсон и Шуман, Брамс и Лист обращались к творчеству своего гениального предшественника, создавая ряд шедевров на музыкальном языке романтической эпохи.
В необъятном баховском наследии для Короля инструментов объединилось несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения Трио-сонаты.
Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам Бах часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H.
Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа — Шесть сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.
Уроженец Лихтенштейна Йозеф Райнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где сначала учился и затем преподавал в консерватории и занимал различные музыкальные посты, в том числе, придворного капельмейстера. Его музыка отличается мелодической пластичностью, сочетанием патетики и элегичности.
Сочинения Зигфрида Карг-Элерта для органа представляют не меньший интерес, чем опусы его знаменитого современника Макса Регера. В изысканном и узнаваемом музыкальном почерке композитора сконцентрировались черты переходной эпохи.
Шестьдесят шесть хоральных импровизаций — первое сочинение Карг-Элерта
для органа, которое сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами того времени, писавшими для Короля инструментов. Особый интерес его сочинения вызвали
в Англии и Австралии, где даже стали устраивать фестивали органной музыки в его честь.
Вокруг Баха — органное вращение вокруг орбиты гения.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга ре минор для органа op. 37/3
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Vivace и Lento из трио-сонаты для органа №6 cоль мажор BWV 530
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Пассакалия из цикла «12 характеристических пьес» op. 156
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541
- Роберт Шуман (1810–1856) Фуга си-бемоль мажор из цикла «Шесть фуг на тему B.A.C.H.» ор. 60 № 1
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
- Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Хоральная импровизация Nun danket Alle Gott (Возблагодарим Господа) op. 65/59
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
- Майя Мокрецова, орган
Санкт-Петербург