Воскресная музыка и органчик в часах

Продолжительность: 1 час 10 минут

Воскресная музыка и органчик в часах — Московская государственная консерватория представляет уникальный органный гала-концерт. Венская классика, немецкий и французский романтизм и... не только.

Милые пьески для механических часов или механического органа были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. В имении Эстергази, где служил великий венский классик Йозеф Гайдн, был чудо-механик, производивший подобные забавные игрушки. Он, собственно, и уговорил Гайдна сочинить пьесы для чудесного аппарата под названием «флейтовые часы», так как они имитировали звучание флейты. Подобная музыка воспроизводилась без участия органиста и записывалась на специальных валиках. Чтобы в наши дни исполнять эти приятнейшие пустячки на духовом органе, нужно обязательно сделать их транскрипцию.

Эра симфонического органа открыла новые возможности Короля инструментов, благодаря органостроительному гению Аристида Кавайе-Коля. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Эжен Жигу — французский композитор и органист, ученик Камиля Сен-Санса. В течение 62 лет он служил органистом в церкви Святого Августина в Париже. Менуэт и токката — одно из самых популярных сочинений органного репертуара.

Тема симфонического органа в этот вечер также представлена творчеством Луи Вьерна, бессменного титулярного органиста Собора Парижской Богоматери, прослужившего там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы. Чешский композитор и органист Петр Эбен — один из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы, а в 2002 году записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.

Воскресная музыка и органчик в часах — орган в шутку и всерьез.

Программа:

Эжен Жигу (1844-1925) Токката си минор из цикла «10 пьес для органа»

Даниил Шашурин

Иоганнес Брамс (1833-1897) Прелюдия и фуга ля минор WOO 9

Пантелеймон Бызов

Сезар Франк (1822-1890) Фантазия ля мажор FWV 35

Ефросиния Мурашкина

Йозеф Гайдн (1732-1809) Flötenuhrstücke -Пьесы для «часов с флейтами» Hob. XIX 1-32 для механического органа в часах).

Евгений Максимов

Петр Эбен Финал из цикла «Воскресная музыка»

Иван Царёв

Луи Вьерн (1870-1937) Симфония № 3 фа-диез минор op. 28: Финал

Иван Зиновьев

Иоганнес Брамс (1833-1897) Хоральная прелюдия № .9 Herzlich tut mich verlangen из цикла «11 хоральных прелюдий ор 122»

Прелюдия и фуга соль минор WOO 10

Владимир Скоморохов

Исполнители:

Даниил Шашурин, Пантелеймон Бызов, Евгений Максимов, Ефросиния Мурашкина, Иван Царёв, Иван Зиновьев, Владимир Скоморохов, орган (Москва)