Времена года и Ave Maria — голос, скрипка и орган. Разные взгляды на лето Вивальди и Чайковского, лучшие версии великой молитвы, давно вышедшей за рамки церковного пространства, и самые популярные сочинения Иоганна Себастьяна Баха. Невероятно, но самое популярное баховское сочинение Токката и фуга ре минор по сей день вызывает сомнения по поводу авторства у исследователей творчества великого мастера. Другой шедевр — не менее популярная хоральная обработка, ставшая знаменитым саундтреком в фильме Тарковского «Солярис».
«Времена года» гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди, наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии.
Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.
«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Это размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж.
Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращенная к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Всем известная Ave Maria Шуберта написана не на канонический латинский текст, а на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор», ставшая любимицей публики и получившая бессмертное вокальное воплощение. Чудесная мелодия Ave Maria, долгое время приписываемая Джулио Каччини, — одна из самых дерзких мистификаций 20 столетия, принадлежащая ленинградскому музыканту Владимиру Вавилову.
Времена года и Ave Maria — музыка, понятная всем.
Программа:
- Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 2 соль минор «Лето» из цикла «Времена года» RV 315
- Иоганн Себастьян Бах (1985–1750) Токката и фуга BWV 565
- Иоганн-Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
- Иоганн Себастьян БахХоральная обработка Ich ruf zu dir BWV 639
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Петр Ильич Чайковский (1840–1893) Июнь-Баркарола из цикла «Времена года» ( 12 характеристических пьес ор. 37-bis)
- Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
- Вера Чеканова, сопрано
- Елизавета Петрова, скрипка
- Алие Абдурашитова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.