VII органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»
Органный концерт «Времена года и рождественские мотивы»
С 25 декабря 2024 по 8 января 2025 года в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VII органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов наших дней — все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на пяти площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальное убранство храмов в атмосферных исторических локациях Северной столицы и пять самобытных органов — более чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Времена года и рождественские мотивы — роскошная программа Марии Лобецкой. Времена года с Вивальди, Пьяццоллой и Чайковским — невероятное новогоднее путешествие по Италии, Аргентине и России.
Прелюдия к концерту — рождественская хоральная обработка самого «органного» композитора — Иоганна Себастьяна Баха.
Одно из самых популярных классических сочинений в мире — «Времена года» Антонио Вивальди. Это цикл из четырех концертов для скрипки в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла. Звенящий зимний день и осенняя печаль, азарт весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов.
Зима от Астора Пьяццоллы. «Времена года в Буэнос-Айресе» великого аргентинца — характерные зарисовки, позволяющие проследить смену сезонов через призму самобытной энергетики этого удивительного города.
Чудесные картины неспешной сельской жизни и любимые петербургские пейзажи «звучат» в знаменитом цикле Петра Ильича Чайковского. «Времена года», знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
Колядки, праздничные песни, повествующие о рождении Иисуса Христа, в Польше начали сочинять и петь в конце XIV — начале XV века. Они стали неиссякаемым источником вдохновения для многочисленных музыкантов. Так Lulajże, Jezuniu (Баю-бай, Иисусе), использовал в своем знаменитом скерцо си минор польский композитор Фредерик Шопен. Это чудесную колыбельную полюбил и Хосе Каррерас. Культовый тенор перевел ее на испанский язык и включил в свой репертуар. А наш современник Роб Петерс написал на нее органные вариации.
Фрагменты Рождественской оратории Сен-Санса прозвучат на органе соло в разнообразных переложениях. Рождественская оратория, написанная двадцатитрехлетним композитором всего за 12 дней, — подлинный шедевр, исполненный света и умиротворения, по-французски утонченный и божественно мелодичный.
Вечер завершится ностальгическим «Снегом над Ленинградом» Микаэла Таривердиева из самого «новогоднего» советского фильма — «Ирония судьбы, или С легким паром».
Времена года и рождественские мотивы — неповторимая атмосфера зимних праздников в компании органа!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Nun komm der Heiden Heiland BWV 659-661
- Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт «Зима» из цикла «Времена года» RV 297
- (переложение для органа Павла Стеценко)
- Пётр Чайковский (1840–1893) «Времена года» ор. 37 bis: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль (переложение для органа Марии Лобецкой)
- Астор Пьяццолла (1921–1992) Концерт «Зима» из цикла «Времена года»
- (переложение для органа Марии Лобецкой)
- Камиль Сен-Санс (1835–1921) Фрагменты из Рождественской оратории:
- Молитва (транскрипция Пермана)
- Прелюдия № 1 в стиле Баха (переложение для органа Марии Лобецкой)
- Хор Tollite hostias (транскрипция для органа Эжена Жигу)
- Роб Петерс (1969*) Вариации на тему польской колядки Lulajze Jezuniu op. 111
- Микаэл Таривердиев (1931–1996) «Снег над Ленинградом» из музыки к к/ф «Ирония судьбы»
Исполнитель
- Лауреат международных конкурсов
- Мария Лобецкая, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.