Времена года — поздним вечером непредсказуемого петербургского апреля вы переместитесь в две абсолютно разные весны с Вивальди и Чайковским. Цикл из четырёх скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди, наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.
«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Фрагменты сочинения прозвучат в версии для скрипки и органа.
Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен Пасакальей. В органном репертуаре Пассакалья занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Пройдя по мостику, ведущему из барокко в романтизм, мы встретимся с Феликсом Мендельсоном-Бартольди. Помимо своей композиторской деятельности, Мендельсон, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом.Его сочинения, основанные на немецкой органной традиции, неразрывно связаны с творчеством Баха. Цикл из Шести сонат – центр органного мира композитора. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. 17 церковных сонат Моцарта — подлинные миниатюрные шедевры, одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников. Ave verum, удивительный по своему мелодизму мотет, написанный Моцартом в последний год жизни, прозвучит в органной транскрипции Ференца Листа.
Времена года — вас приглашают в весну Вивальди и Чайковский.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалья до минор BWV 582
- Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068 (переложение для скрипки и органа)
- Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 1 ми мажор «Весна» из цикла «Времена года» RV 269 в 3-х частях (переложение для органа и скрипки): I Allegro – II Largo – III Allegro
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ave verum corpus (переложение для органа соло Ференца Листа)
- Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа Зигмунда Сатмари)
- Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ (переложение для скрипки и органа)
- Пётр Чайковский (1840–1893) Март – Апрель – Май из цикла «Времена года» 12 характеристических картин опус 37 (переложение для скрипки и органа)
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №5 ре мажор ор. 65/5
- I Andante – I Andante con moto – II Allegro
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Вера Демченко, скрипка
Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет