Встреча через века: Бах, Вивальди, Мендельсон

Продолжительность: 1 час 10 минут

Встреча через века. Бах и Мендельсон. Прогуляться по мосту между эпохами приглашает один из самых ярких органистов наших дней Владимир Королевский. Связь с гением барокко проходит через все творчество великого романтика. Оба мастера в разные времена служили в легендарной лейпцигской Томаскирхе, а Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями, и возродил интерес к Королю инструментов.

Органное творчество проходит через всю жизнь Иоганна Себастьяна Баха, пришедшего в мир в первый месяц весны. В необъятном наследии — развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. В творчестве Баха хоральные обработки занимают свою особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. Органные обработки хоралов в эпоху барокко были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.

Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов.

Центр органного творчества Мендельсона — 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции уже упомянутых хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Так, в первой части Первой Сонаты использован мотив XVI столетия Was mein Gott will, das g’scheh’ allzeit (Что пожелает мой Господь, да свершится во все времена). Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Встреча через века. Бах, Вивальди, Мендельсон — пройдите по музыкальному мосту с Владимиром Королевским.

Программа:

  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга ре минор ор. 37 № 3
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Nun komm` der Heiden Heiland BWV 659
  • Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541
  • Трио-соната ми минор BWV 528 в трех частях:
  • I. Adagio-Vivace — II. Andante — III. Un poco Allegro
  • Антонио Вивальди — Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596 в трех частях:
  • I. Allegro-Grave-Allegro — II. Largo e spiccato — III. Allegro
  • Феликс Мендельсон-Бартольди Соната фа минор ор. 65 № 1 в четырех частях:
  • I. Allegro moderato e serioso — II. Adagio — III. Andante — IV. Allegro assai vivace

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов,

лауреат премии "Органист года-2022"

солист Сочинской филармонии

Владимир Королевский, орган