Загадки пассакалий – многовековой музыкальный экскурс прекрасной московской органистки Олеси Кравченко.
Пассакалия – пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, затем практически исчезнув из мира музыки. Ренессанс произошел в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях. Так, важнейшую драматургическую нагрузку пассакалия несет в опере Шостаковича «Катерина Измайлова».
Программа охватывает невероятно широкий спектр звучания – от Иоганна Себастьяна Баха до современного нидерландского композитора и органиста Ада Ваммеса. Прозвучит полная раскрытых и нераскрытых тайн пассакалия Дитриха Букстехуде, знаменитого предтечи Баха. Хорошо известно, что Букстехуде проявлял большой интерес к астрономическим процессам и находился, как и его современники, под влиянием эсхатологических настроений.
Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.
Романтический вариант пассакалии представлен опусом немецкого композитора Макса Регера. Это одно из наиболее играемых и популярных сочинений композитора несмотря на то, что оно было создано в ранний период творчества. Еще один романтический срез концерта – опус Йозефа Габриэля Райнбергера. Его наследие охватывает самые разнообразные жанры. Композитор умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, он был верен самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал непревзойденные по своей мелодичности шедевры. Особый акцент концерта – версии пассакалий современных композиторов и… легендарная скрипичная Чакона Баха в органной версии.
Загадки пассакалий – погрузитесь в удивительный звуковой мир в последний день первого месяца осени.
Программа:
- Макс Регер (1873-1916) Интродукция и пассакалия ре минор
- Дитрих Букстехуде (1637-1707) Пассакалия ре минор BuxWV 161
- Йозеф Райнбергер (1839-1901) Соната № 8 op. 132 ля минор: Скерцо и Пассакалия
- Луи Куперен (1626-1661) Пассакалия соль минор
- Ад Ваммес (1953*) Возрадуйтесь и Пассакалия из сборника «Интерлюдии»
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Чакона ре минор BWV 1004 из Партиты № 2 для скрипки соло (транскрипция для органа Келлера)
- Милош Сокола (1913-1976) Passacaglia quasi Toccata Sul Tema Bach
- Иоганн Себастьян Бах Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
- Олеся Кравченко, орган Москва