Ave Maria и лето в Буэнос Айресе

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт «Ave Maria и лето в Буэнос Айресе »

В этот вечер соединятся голос, скрипка и орган. Любимые публикой петербургские музыканты Ангелина Огаркова, Екатерина Маришкина и Марк Таубе исполнят сочинения, которые никого не могут оставить равнодушными.

Ave Maria — вечная тема, к которой на протяжении веков не устают обращаться композиторы и исполнители. Приветствие Архангела Гавриила Марии в момент благовещения. Молитва, обращенная к Пречистой Деве, которая переведена на множество языков, и кроме католической, принята также в англиканской, лютеранской и грекокатолической традициях. Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные уже в наши дни. . Наряду с такими шедеврами, как Ave Maria Шуберта и Баха-Гуно, Пьяццоллы и Сен-Санса, прозвучит и знаменитая мистификация — хит петербургского лютниста и композитора Владимира Вавилова, долгие годы приписываемый Джулио Каччини.

Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира.

История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается собращения к Деве Марии — это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.

Далеко не все знают историю создания Ave Maria Пьяццоллы. В оригинале музыка написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы — Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант — Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци.

Тема Великого Астора продолжится в самом топовом сочинении мастера.

Времена года — это четыре больших танго. Пьяццолла назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, намекая словом «рorteno» на тех, кто обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там —где родилось аргентинское танго. Гениальные звуковые зарисовки из жизни обитателей окраин: любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе — вот о чем знаменитые танго Пьяццоллы.

«Специальный» гость концерта — Георг Фридрих Гендель с проверенными временем вокальными хитами. Рождённый в Германии великий музыкант, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия

Орган соло представлен опусами Баха, Куперена, Гуриди и Хакима. Король рококо Франсуа Куперен, еще при жизни получивший титул «Великий», — представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Он стал непревзойденным мастером клавесина и органа не только по количеству, но и по качеству написанного. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Яркий акцент программы — прикосновение к творчеству Хесуса Гуриди, баскского композитора ХХ столетия, чей самобытный стиль объединил традиции позднего романтизма, унаследованного от Вагнера, и аутентичную музыкальную культуру басков. Основанная на трёх григорианских мелодиях колоритнейшая пьеса Gregoriana написана Наджи Хакимом, французском композитором и органистом ливанского происхождения, учеником знаменитого органиста, импровизатора и композитора Жана Лангле и преемником выдающегося Оливье Мессиана на посту органиста в церкви Святой Троицы в Париже.

Программа:

  • Франсуа Куперен (1668–1773) Оффертуар
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Dignare
  • Ария Ринальдо Lascia, ch’io pianga
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная партита Ach, was soll Ich sunder machen? BWV 770
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
  • Хесус Гуриди Бидаола (1886–1961) Оффертуар
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
  • Времена года в Буэнос-Айресе: Лето, обработки для скрипки и органа
  • Наджи Хаким (1955*) Gregoriana
  • Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)

Исполнители:

Заслуженный артист России Марк Таубе (скрипка)
Лауреаты международных конкурсов
Ангелина Огаркова (сопрано)
Екатерина Маришкина (орган)

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.