Бах, Фауст и метаморфозы Гласса

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах, Фауст и метаморфозы Гласса — за органом новосибирская гостья органных вечеров на Ковенском Ольга Колесникова. Погрузиться в космос Баха, насладиться музыкой его великих предшественников, заглянуть в фантасмагорический мир Сати и окунуться в метаморфозы Глассса — да, все это возможно в компании Короля инструментов.

Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения великого мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Еще один старший современник Баха – Георг Муффат – в своем творчестве объединил итальянские и французские традиции. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии сделал его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

В основе музыкального письма Пахельбеля и его современников лежали многочисленные секвенции, в процессе повторения приобретающие новые детали. В ХХ столетии этот принцип вернулся и стал именоваться минимализмом, в котором пишет и легендарный Филип Гласс. Всемирно признанному мастеру минимализма принадлежат культовые оперы «Сатьяграха», «Эйнштейн на пляже», множество популярных саундтреков к кино, в числе которых «Шоу Трумана», «Часы», «Иллюзионист», а также звуковое сопровождение к открытию Олимпийских игр! Ученик легендарных Нади Буланже и Рави Шанкара, он творил в максимально лаконичных и поражающих своими масштабами формах.

Французский эпизод концерта — музыка Луи Вьерна и Эрика Сати. Луи Вьерн – гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази джазовые созвучия. Изюминка концерта – исполненная на органе одна из Gnossienne Эрика Сати, цикла, написанного для фортепиано. Гносьены созданы в экзотических ладах без ключевых знаков, указания метра и тактовых черт. Название придумано самим Сати. Эксцентричный создатель «Трех пьес в форме груши», «Мечтающей рыбы» и «Бюрократической сонатины» высказывался столь колоритно и необычно, что навсегда вошел в историю искусств как одна из самых ярких и неординарных личностей.

Чешский композитор и органист Петр Эбен — один из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы. В 2002 году композитор записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом. Сюита «Фауст» для органа соло — пожалуй, единственный в своем роде органный вариант воплощения Фауст-темы в музыке. В 1976 году по заказу Венского Бургтеатра композитором была написана музыка к постановке «Фауста» Гете, а через четыре года он создал на этом материале сюиту для органа.

Бах, Фауст и метаморфозы Гласса — концерт, на котором вы точно не заскучаете!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637-1707). Прелюдия в тоне А (ля) BuxWV 158
  • Георг Муффат (1653-1704). Токката Прима
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706). Чакона фа минор
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Фантазия соль минор BWV 542., Хоральная прелюдия O, Mensch, bewein Dein Sünde groß (О, человек, оплачь свой тяжкий грех) 622
  • Луи Вьерн (1870–1937). Симфония N1: III Пастораль-VI Финал
  • Эрик Сати (1866–1925). Gnossienne N3
  • Петр Эбен (1929–2007). Вальпургиева ночь из сюиты «Фауст»
  • Филипп Гласс (1937*). Метаморфоза

Исполнитель:

Ольга Колесникова, орган

Новосибирск