Органный концерт «Ave Maria и женщины в Библии»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов «Время органа»

Органный концерт «Ave Maria и женщины в Библии»

Ave Maria и женщины в Библии — очередная творческая задумка неутомимой и неподражаемой Марии Блажевич. Оригинальная подборка самых неожиданных сочинений, иллюстрирующих события, описанные в Ветхом и Новом заветах. Истории Руфи и Сары, подвиг Юдифи, коварство Далилы, многочисленные версии Ave Maria для органа соло, Бах и Гендель, Сен-Санс и Шуберт, Танеев и Петров — Библия, запечатленная в звуке. Два важнейших эпизода драматургии концерта — фрагменты цикла «Женщины в Библии» самобытнейшего музыканта наших дней Андреаса Вильшера. Он обучался органу, композиции и теории музыки в Гамбурге. Помимо того, что работал церковным органистом в разных храмах, снискал известность как клавишник в джаз и рок-ансамблях.

Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Безусловно, две самые популярные версии принадлежат Шуберту и Гуно. Аve Mariа написана Шубертом не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии — это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. В Ave Maria Баха—Гуно сошлись два столетия. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи — неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново.

Ave Maria и женщины в Библии — лучший музыкальный проект августа!

Программа:

  • Георг Фридрих Гендель (1685–1789) Прибытие царицы Савской из оратории «Соломон» (переложение для органа Джона Скотта)
  • Андреас Вильшер (*1955) Фрагменты цикла «Женщины в Библии» (Руфь, Юдифь, Эсфирь, Сусанна, Сара)
  • Сергей Танеев (1856–1915) Вариации на тему григорианского хорала Ave Maria
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» (переложение для органа Эдвина Крафта)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фуга на тему Magnificat
  • Андрей Петров (1930–2006) Ave Eva из балета «Сотворение мира» (переложение для органа Марии Блажевич)
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria (переложение для органа Маурицио Макеллы)
  • Иоганн Себастьян Бах-Шарль Гуно Аve Maria (переложение для органа Маурицио Макеллы)
  • Андреас Вильшер (*1955) Фрагменты цикла «Женщины в Библии» (Встреча Иисуса и самарянки, Жены Иерусалима, Лепта бедной вдовы, Встреча Марии и Елизаветы)

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Органист года-2021» Мария Блажевич, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.