Органный концерт «Бах и романтики Европы»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах и романтики Европы — незабываемое музыкальное путешествие с Викторией Гамазовой. Причудливый мир барокко и необозримые возможности романтического органа. Король полифонии, чье мышление воистину космично, Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и…многое другое.

Верным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни оставался орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Некоторые из хоральных обработок стали необычайно популярны в наши дни, как например, знаменитая фа-минорная прелюдия, использованная в фильме Тарковского «Солярис» в обработке Эдуарда Артемьева.

Старший современник Баха Георг Бем известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в стиле, основанном на импровизации, мастером которой он был.

Романтическая линия концерта представлена творчеством Брамса, Мендельсона и Франка. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий, и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.

Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы. Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех: это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Французский гость вечера Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа.

Бах и романтики Европы — лучшие страницы органного репертуара.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Прелюдия фа минор BWV 534/I, Хоральная прелюдия Ich ruf' zu dir Herr Jesu Christ BWV 639, Фуга фа минор BWV 534/II
  • Георг Бём (1661–1733). Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
  • Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich BWV 683, Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich BWV 682
  • Феликс Мендельсон (1809–1847). Соната №2 ор. 65 до минор: Grave – Adagio – Allegro maestoso e vivace – Allegro moderato
  • Сезар Франк (1822–1890). Прелюдия, фуга и вариация ор.18
  • Иоганнес Брамс (1833–1897). Хоральная прелюдия Herzlich tut mich erfreuen ор.122 № 4
  • Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Виктория Гамазова, орган

Москва