Органный концерт «Бах и соборы Франции»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт «Бах и соборы Франции»

Бах и соборы Франции — за органом Екатерина Иванова.

Все знаменитые органисты-композиторы, как правило, служили в церквях, орган каждой из которых был уникален и неповторим. Продолжается эта традиция и по сей день. Начало всех начал, альфа и омега мировой органной культуры Иоганн Себастьян Бах представлен во всей полноте своего необъятного творчества. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближаясь к органной симфонии. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря.

Вокруг планеты «Бах» уже не один век вращается всё мировое сообщество музыкантов. Не остался в стороне и гений симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento, где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями.

«Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал многочисленные оркестровые концерты, клавесинные сочинения. Особенно известны его опусы для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом — Аллилуйя.

Немецкую страницу концерта продолжит Зигфрид Карг-Элерт. Творчество органиста и композитора практически неизвестно в России, хотя сочинения для органа представляют не меньший интерес, чем опусы его знаменитого современника Макса Регера. В изысканном и узнаваемом музыкальном почерке композитора сконцентрировались черты переходной эпохи.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Родоначальник жанра органной симфонии — Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа. Теодор Дюбуа, композитор, органист и музыкальный педагог, создал множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа».

Бах и соборы Франции — музыка без границ.

Программа:

  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Аллилуйя из оратории Мессия (транскрипция для органа Теодора Дюбуа)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
  • Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ре мажор BuxWV 139
  • Иоганн Себастьян Бах Ария из оркестровой сюиты № 3 BWV 1068
  • Шарль-Мари Видор (1844–1937) Сицилиана и Финал из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха)
  • Леон Боэльман (1862–1897) Молитва из "Готической сюиты op. 25
  • Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Хоральная импровизация Nun danket alle Gott op. 65/69
  • Теодор Дюбуа (1837–1924) Токката соль мажор
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель: Екатерина Иванова, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.