Органный концерт «Бах, Моцарт и орган по-французски»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах, Моцарт и орган по-французски — для вас играет неподражаемая Эльнора Гросс. Разгадать код одного из топовых сочинений Баха, заглянуть во французские соборы, восхититься шедевром русской органной музыки и обнаружить Моцарта и Листа в одном опусе — да, все это станет возможным в мистический ноябрьский вечер в одном из самых красивых католических храмов Петербурга, возведенного в историческом районе Коломны, где издавна селились представители творческих профессий.

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор входит в число самых известных сочинений Баха, объединяя себе элементы французской и итальянской традиций. Иногда ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Вольфганг Амадей Моцарт писал для механического органа и оставил не так много сочинений для него. Тем не менее, сочинения эти столь хороши, что регулярно звучат в концертах, переложенные для духового органа. Одно из самых известных сочинений австрийского гения — написанный в последний год жизни мотет Ave verum, поражающий своей неподдельной искренностью и мелодизмом настолько, что сам Ференц Лист сделал его органное переложение.

Французский симфонический орган родился благодаря дару органного мастера Аристида Кавайе-Коля, который конструировал духовые органы таким образом, чтобы их тембровые и динамические возможности могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Его инструменты, установленные в крупнейших соборах Парижа, продолжают восхищать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Родоначальник жанра органной симфонии — Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-лет.

Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.

Русский гость музыкального вечера — создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, чье органное творчество неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами.

Бах, Моцарт и орган по-французски — незабываемый вечер на петербургском Монмартре.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552
  • Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639
  • Trio super — Nun komm der Heiden Heiland BWV 660
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Адажио и фуга до минор KV 546
  • Мотет Ave verum corpus K618 (Переложение для органа Ференца Листа)
  • Александр Глазунов (1865–1836) Прелюдия и фуга ре минор ор. 98
  • Луи Вьерн (1870–1937) Cantilène и Intermezzo из симфонии фа-диез минор No. 3
  • Шарль Мари Видор (1844–1937) Allegro из органной симфонии соль минор No. 6

Исполнители:

Эльнора Гросс, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.