Органный концерт «Ход времени: органное путешествие через столетия»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт «Ход времени: органное путешествие через столетия»

Ход времени — совершить органное путешествие через столетия приглашает харизматичная московская органистка Мария Руднева-Лесовиченко. Роскошное немецкое барокко и романтический орган, безумие фолии и катарсис воскресной службы — все это ждет вас на уникальном концерте в одном из самых красивых храмов Петербурга.

Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах представлен топовыми сочинениями. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный мастером в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Сонаты и партиты — шесть сочинений для скрипки соло, написанные Бахом в кётенский период, ярко и широко раскрывают возможности инструмента, объединяя разнообразные жанры: от монументальной фуги до деревенского танца. Самое известное сочинение для скрипки соло — легендарная Чакона из Партиты ре минор, которая уже давно исполняется как отдельный номер и звучит в самых разнообразных инструментальных транскрипциях. На сей раз вы услышите органную версию.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

Еще один старший современник Баха Георг Муффат — интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций.

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Соната-фолия создана им на тему истинного феномена в истории европейской музыки. Неслучайно в переводе на русский язык фолия переводится как «безумие». Возникший в пятнадцатом столетии в Португалии немудреный мотив вот уже много столетий сводит с ума музыкантов, композиторов и публику. Танцующие этот карнавальный танец впадали в настоящее неистовство, и казались потерявшими рассудок. В XVII столетии фолия начала свой нескончаемый поход по Европе, а к ее мотиву обратились свыше 150 композиторов, в числе которых Корелли и Маре, Бах и Бетховен, Григ и Рахманинов.

Немецкая тема продолжена обращением к Максу Регеру, творившему в разных стилях и создавшему более двухсот шедевров для Короля инструментов. Интродукция и пассакалья — одно из наиболее играемых и популярных сочинений композитора, несмотря на то, что оно было создано в ранний период творчества. Чешский композитор и органист Петр Эбен — один из крупнейших музыкантов прошлого века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы, а позднее записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.

Ход времени — поторопитесь, время убегает!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга BWV 564
  • Дитрих Букстехуде (1637—1707)Чакона до-минор BuxWV 159
  • Георг Муффат (1653–1704) Пассакалья соль-минор
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Трио-соната N12 «Фолия»
  • Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалья ре-минор (1899)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Чакона из партиты N 2 ре минор для скрипки соло (переложение для органа Алексея Шмитова)

Исполнитель:

Мария Руднева-Лесовиченко, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.