Органный концерт «Космос Баха и соло на органной педали»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов «Время органа»

Органный концерт «Космос Баха и соло на органной педали»

Космос Баха и соло на органной педали. Страницы мировой органной истории перелистает виртуоз органа Юлия Глазкова. Космос Баха и извечная «солнечность» Вивальди, неповторимый стиль Франка и самобытность Лангле — круговорот времени и пространства.

Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Масштабный, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор впервые прозвучал в церкви Святого Павла в Лейпциге на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии Бах выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии и печали.

Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций концертов неугомонного аббата для струнного оркестра, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменный восторг публики. Концерт для струнных ре минор — один из самых популярных в этой удивительной истории.

Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог, Ян Питерсзон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это амстердамским Орфеем, а слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно — в Германии. Среди его учеников — легендарные основатели северогерманской органной школы. Вариации на тему известной песни того времени «Моя юная жизнь подошла к концу» — одно из самых исполняемых сочинений мастера.

«Эпилог на тему Фрескобальди» написан французским композитором Жаном Лангле для органной педали соло, как дань восхищения великому итальянцу, повлиявшему не только на творчество современников, но и музыкантов последующих эпох. Его талантливые ученики распространили итальянский стиль музыкального письма по всей Европе. Сам Иоганн Себастьян Бах не избежал очарования итальянского духа и в течении жизни написал немало сочинений не только в итальянском стиле, но и в прямом подражании Фрескобальди. Выдающийся органист Жан Лангле занимал пост приходского органиста знаменитого парижского собора Святой Клотильды, где до него служили такие величайшие музыканты, как Сезар Франк и Шарль Турнемир. Лангле очень любил инструмент эпохи Сезара Франка и Астрида Кавайе-Коля и создал для него более 254 опусов.

Убежденный бахианец, органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа, в которых удивительным образом соединились барочные и романтические традиции.

Космос Баха и соло на органной педали — энциклопедия органной истории за один вечер!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
Иоганн Себастьян Бах Концерт по Антонио Вивальди BWV 596 ре минор в трех частях: Allegro. Fuge — Grave e spiccato — Allegro
  • Сезар Франк (1822–1890) Героическая пьеса из цикла «Три пьесы для большого органа» FWV 37
  • Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Вариации на тему Mein junges leben hat ein end (Моя юная жизнь подошла к концу)
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Юлия Глазкова, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.